Дипломная по теме: Сравнительный анализ личностных особенностей молодежи с различным уровнем развития творческих способностей

Название работы: Сравнительный анализ личностных особенностей молодежи с различным уровнем развития творческих способностей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

64 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы.6

1.1. Понятие креативность и ее природа .6

1.2. Понятие конфликта и внутриличностного конфликта.12

1.3. Понятие ситуативной и личностной тревожности.20

1.4. Творческие личности, их особенности .29

Глава 2. Сравнительный анализ личностных особенностей молодежи с различным уровнем развития творческих способностей .36

2.1 Организация исследования.36

2.2. Методы исследования.36

2.3. Методы математической обработки данных.44

2.4. Анализ результатов исследования.46

Заключение.59

Библиографический список используемой литературы.62

Приложения .

Выдержка:

Введение:

В последнее время все больше вызывает интерес у исследователей изучение личностных особенностей современной молодежи, это связано, прежде всего, с резко меняющимся уровнем жизни, экономическими отношениями, современными принципами обучения и воспитания. Известно, что человек как общественное существо приобретает новые качества, которые отсутствуют, если рассматривать его как существо изолированное, несоциальное. В современной обществе появилась потребность не только в «качественно новой личности», а личности с творческим подходом в решении проблем общества. Творческий подход активно внедряется в систему обучения и воспитания.

Проблема понимания истоков, природы творчества во все времена волновала ученых, не было до конца изучено каких личностей можно назвать творческими, а каких нет. Также остро стоял вопрос о биологической или социальной природе творческих способностей, какие качества точно будут обеспечивать развитие ребенка в русле одаренности или гениальности. Многочисленность существующих подходов к проблеме творчества с одной стороны затрудняет, а с другой облегчает изучение данной темы.

Данная работа посвящена изучению проблем психологии творческой личности. Это направление в науке развивали такие исследователи как: М. Воллах, Дж. Гилфорд, Г.Грубер, Р. Б. Кэттелл, Н. Коган, Ч. Ломброзо, С. Медник, А. М. Петрайтите, Я. А. Пономарев, В.А. Петровский, П. Торренс, К. Тейлор, В.С. Библер, Э.де Боно, Г. Уоллес и др

Глава 2:

Таким образом, основным псиметрической характеристикой методики является показатель «Ц-Д», отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Последняя свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии с другой стороны.

Состояние внутреннего конфликта – это, прежде всего, состояние «разрыва» в системе «Сознание-бытие», а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью достижения в реальности.

Индекс «Ц-Д» является индикатором внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере человека, поскольку его величина будет указывать на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а также между хочу и могу.

Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность имеют в данном методическом подходе точные качественные и количественные показатели.

Имеющиеся нормы по индексу «Ц –Д» следующие:

М + m мужчины 33,07 + 1,7 n = 43 человека

М + m женщины 33,02 + 1, 6 n = 46 человек

По величине индекса «Ц - Д» можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:

От 0 баллов до нормы – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (желания в основном удовлетворены).

От нормы до 50 баллов – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (желания в некоторой степени превосходят возможности).

50 – 72 балла – высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (желания в высокой степени превосходят возможности).

Иными словами крайние показатели можно интерпретировать следующим образом:

0 баллов – «Ценное» - одно и тоже для меня, что «Доступное» или доступно то, что ценно.

72 балла – того, что для меня ценно – нет, а то, что есть, мне не нужно.

При расхождение Ц и Д, когда «Доступность» превышает «Ценность» обнаруживается «внутренний вакуум» (ВВ) - внутренняя опустошенность, снижение побуждений.

Заключение:

В первой части работы был осуществлен теоретический анализ проблемы творческих способностей. Выделен наиболее приемлемый теоретический подход для осуществления экспериментальных целей исследования. (интегративный подход к пониманию творчества, теория креативности Е.П.Торренса, Дж.Гилфорда). Который утверждает, что уровень развития творческих способностей это интегративное личностное образование, единство когнитивных и личностных переменных, обеспечивающие успешность, новизну, необычность деятельности.

При анализе литературы по проблеме конфликтов было выделено следующее: внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с таким конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности, в частности в творческой деятельности.

Исходя из всех перечисленных в работе подходов, мы выделили, что под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Похожие работы на данную тему