Введение:
В последнее время все больше вызывает интерес у исследователей изучение личностных особенностей современной молодежи, это связано, прежде всего, с резко меняющимся уровнем жизни, экономическими отношениями, современными принципами обучения и воспитания. Известно, что человек как общественное существо приобретает новые качества, которые отсутствуют, если рассматривать его как существо изолированное, несоциальное. В современной обществе появилась потребность не только в «качественно новой личности», а личности с творческим подходом в решении проблем общества. Творческий подход активно внедряется в систему обучения и воспитания.
Проблема понимания истоков, природы творчества во все времена волновала ученых, не было до конца изучено каких личностей можно назвать творческими, а каких нет. Также остро стоял вопрос о биологической или социальной природе творческих способностей, какие качества точно будут обеспечивать развитие ребенка в русле одаренности или гениальности. Многочисленность существующих подходов к проблеме творчества с одной стороны затрудняет, а с другой облегчает изучение данной темы.
Данная работа посвящена изучению проблем психологии творческой личности. Это направление в науке развивали такие исследователи как: М. Воллах, Дж. Гилфорд, Г.Грубер, Р. Б. Кэттелл, Н. Коган, Ч. Ломброзо, С. Медник, А. М. Петрайтите, Я. А. Пономарев, В.А. Петровский, П. Торренс, К. Тейлор, В.С. Библер, Э.де Боно, Г. Уоллес и др
Глава 2:
Таким образом, основным псиметрической характеристикой методики является показатель «Ц-Д», отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Последняя свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии с другой стороны.
Состояние внутреннего конфликта – это, прежде всего, состояние «разрыва» в системе «Сознание-бытие», а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью достижения в реальности.
Индекс «Ц-Д» является индикатором внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере человека, поскольку его величина будет указывать на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а также между хочу и могу.
Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность имеют в данном методическом подходе точные качественные и количественные показатели.
Имеющиеся нормы по индексу «Ц –Д» следующие:
М + m мужчины 33,07 + 1,7 n = 43 человека
М + m женщины 33,02 + 1, 6 n = 46 человек
По величине индекса «Ц - Д» можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:
От 0 баллов до нормы – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (желания в основном удовлетворены).
От нормы до 50 баллов – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (желания в некоторой степени превосходят возможности).
50 – 72 балла – высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (желания в высокой степени превосходят возможности).
Иными словами крайние показатели можно интерпретировать следующим образом:
0 баллов – «Ценное» - одно и тоже для меня, что «Доступное» или доступно то, что ценно.
72 балла – того, что для меня ценно – нет, а то, что есть, мне не нужно.
При расхождение Ц и Д, когда «Доступность» превышает «Ценность» обнаруживается «внутренний вакуум» (ВВ) - внутренняя опустошенность, снижение побуждений.
Заключение:
В первой части работы был осуществлен теоретический анализ проблемы творческих способностей. Выделен наиболее приемлемый теоретический подход для осуществления экспериментальных целей исследования. (интегративный подход к пониманию творчества, теория креативности Е.П.Торренса, Дж.Гилфорда). Который утверждает, что уровень развития творческих способностей это интегративное личностное образование, единство когнитивных и личностных переменных, обеспечивающие успешность, новизну, необычность деятельности.
При анализе литературы по проблеме конфликтов было выделено следующее: внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с таким конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности, в частности в творческой деятельности.
Исходя из всех перечисленных в работе подходов, мы выделили, что под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.