Введение
В последнее время все больше вызывает интерес у исследователей изучение личностных особенностей современной молодежи, это связано, прежде всего, с резко меняющимся уровнем жизни, экономическими отношениями, современными принципами обучения и воспитания. Известно, что человек как общественное существо приобретает новые качества, которые отсутствуют, если рассматривать его как существо изолированное, несоциальное. В современной обществе появилась потребность не только в «качественно новой личности», а личности с творческим подходом в решении проблем общества. Творческий подход активно внедряется в систему обучения и воспитания.
Проблема понимания истоков, природы творчества во все времена волновала ученых, не было до конца изучено каких личностей можно назвать творческими, а каких нет. Также остро стоял вопрос о биологической или социальной природе творческих способностей, какие качества точно будут обеспечивать развитие ребенка в русле одаренности или гениальности. Многочисленность существующих подходов к проблеме творчества с одной стороны затрудняет, а с другой облегчает изучение данной темы.
Данная работа посвящена изучению проблем психологии творческой личности. Это направление в науке развивали такие исследователи как: М. Воллах, Дж. Гилфорд, Г.Грубер, Р. Б. Кэттелл, Н. Коган, Ч. Ломброзо, С. Медник, А. М. Петрайтите, Я. А. Пономарев, В.А. Петровский, П. Торренс, К. Тейлор, В.С. Библер, Э.де Боно, Г. Уоллес и др
Гипотеза о связи уровня развития творческих способностей с тревожностью и внутренним конфликтом утверждает, что все проявления творчества связаны с некими внутренними напряжениями, которые являются стимулами и побуждают человека к проявлению творческой активности. Эта гипотеза основана на идеях глубинной психологии, ее представители так или иначе говорили о существовании внутренней потребности в творчестве, творчество выступало как способ преодоления внутренних противоречий. Подобные идеи существовали также у представителей гуманистической психологии. Например, Ф. Баррон утверждает, что для того, чтобы быть творческим нужно быть немножко невротиком.
Глава 2. Сравнительный анализ личностных особенностей молодежи с различным уровнем развития творческих способностей
2.1 Организация исследования
Исследование включало в себя несколько этапов для достижения поставленной цели.
1. теоретический анализ проблемы творчества
2. формулировка гипотезы и построение схемы исследования
3. диагностика уровня развития творческих способностей
4. формирование двух групп: с высоким и низким уровнем развития творческих способностей
5. диагностика личностных особенностей испытуемых в каждой из групп
6. первичный математико-статистический анализ
7. вторичный математико-статистический анализ (нахождение значимых различий, связей личностных особенностей с высоким и низким уровнем развития творческих особенностей, качественный анализ связей, однофакторный дисперсионный анализ)
8. формулировка выводов и интерпретаций полученных данных.
Характеристика выборки: исследование проводилось в январе – марте 2006 года в городах Екатеринбурге и Челябинске в исследовании принимали участие 82 человека из них 10 мужчин и 72 женщины в возрасте от 17 до 27 лет, студенты различных ВУЗов Челябинска и Екатеринбурга.
Библиографический список используемой литературы
1. Альбульханова - Славская К.А.Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. – СПб.: Питер, 2001.
5. Бурлачук Л. Ф. Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.
6. Выбойщик И.В. Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р.Кеттелла: уч. пособие. – Челябинск: изд ЮУрГУ, 2000.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: 1965.
8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. Изд 2-е, стереотипное. Т. 1: - М.: Мир, 1996.
9. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., «Питер», 2001.
11. Грязева В.Г. , Петровкий В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва – Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.
12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
13. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.,2001.
14. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер с англ. – СПб.: «Питер». 1999.
15. Ишкова М.А. Феномен границы в детерминации активности ребенка - Автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук : (19.00.11)/ ИДО и СВ РАО, Москва, – 1998.
16. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского М., 1985.
17. Кузьмина О.В. Руководство по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии: Учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1977.
19. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.
20. Лупандин В.И. Математические методы в психологии: Учебное пособие для студентов-психологов. Екатеринбург: УрГИ, 1996.
21. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. и др. Конфликтология. М., 2001
22. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопр. психологии. – 1998. -№1.- С.77-82
23. Панпурин В.П. Внутренний мир личности и искусство: К определению сущностной природы искусства. – Свердловск: Издательство Урал. университета, 1990.
24. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.
25. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д.В.Ушакова. – М., 2000.
26. Петровский В.А., Калиненко В.К., Грибанова А.Д. Устремления как предмет личностно-ориентированной дидактики для одаренных детей, М.: ИПИ РАО, 1994.
27. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
28. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
29. Пономарев Я.А. Психология творчества. Издательство «Наука», М.: 1976.
30. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб., «Питер», 2001.
32. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
33. Селье Г. От мечты к открытию М.: 1987.
34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Социально-психологический центр, 1996.
35. Тараканов А.В. Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности автореферат диссертации канд. псих. наук. Новосибирск.: 2003.
36. Томас Ф. Крам Управление энергией конфликта: как превратить работу в творчество Пер с англ. М.: издательство «Рефл-бук», 2001.
37. Тхостов А.Ш. Типология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14, Психология.– 1994. - №2-3.
38. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. – М.: Смысл, 2001.
39. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал, Т.13, № 1, 1992.
40. Хьел Л.,Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
41. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара, 2001.
42. Шакурова З.А. Основы математической статистики для психологов: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.