Дипломная по теме: Исследование взаимосвязи толерантности и саморегуляции личности

Название работы: Исследование взаимосвязи толерантности и саморегуляции личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

66 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы толерантности в отечественной и зарубежной литературе.6

1.1. Понятия толерантности.6

1.2. Подходы к изучению толерантности и её эмоциональная устойчивость.12

1.3. Компоненты толерантности и её развитие.14

Глава 2. Психологический анализ супружеских отношений.18

2.1. Типы супружеских отношений и брака.18

2.2. Совместимость как необходимые условия.19

2.3. Особенности толерантности благоприятных отношений у супругов.23

Глава 3. Исследование взаимосвязи толерантности и саморегуляции личности

у супругов.25

3.1. Цели, задачи эмпирического исследования.25

3.2. Описание экспериментальной выборки.26

3.3. Методы исследования и обработки полученных данных.26

3.4. Процедура исследования.32

3.5. Результаты исследования и их интерпретация.34

Заключение.56

Библиографический список используемой литературы.59

Приложения

Выдержка:

Введение:

С психологической точки зрения толерантность понимается как активное действие человека, проявляемое посредством терпимости в ситуациях межличностного общения на основе установки на познание, понимание, и положительной направленности в принятии других людей.

Проблема толерантности, толерантного отношения в последнее время становится все более актуальной. Большое внимание уделяется изучению толерантности, как условия, обеспечивающему своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, характеру этих отношений; а так же толерантного отношения родителей к детям. Наблюдается востребованность исследований по разным проблемам толерантности: межэтническая, межнациональная толерантность, воспитание и формирование толерантности.

Ведущим механизмом формирования толерантности является терпение, в основе которой лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль; терпеливость, о которой говорят как о длительности поддержания волевого усилия (В.К.Калин); и эмоциональная устойчивость.

Одним не менее важным компонентом в повседневной жизни человека тесно связана толерантность супружеских отношений.Принятие друг друга, осознание себя через другого с позиции формирования толерантности.

Исходя из этого, возникает потребность в изучении связи между супругами и развитие психологической толерантности в супружеских отношениях.

Цель нашего исследования: развитие психологической толерантности у супругов.

Глава 3:

Эмпирическое исследование включает 5 этапа: на 1 этапе мы выявили стили саморегуляции личности: ориентация на состояние, либо ориентация на действие. Для реализации данного этапа мы использовали методику «Контроль за действием» Ю.Куля.

Основными психологическими составляющими толерантности являются: коммуникативная толерантность, эмпатия, самоотношение.

Поэтому на 2 этапе мы изучали коммуникативную толерантность личности с помощью методики «Коммуникативная толерантность» В.В.Бойко.

Цель 3 этапа – изучить самоотношение личности. Мы использовали методику исследования самоотношения В.В.Столина (МИС). .

На 4 этапе изучались эмпатические способности личности с помощью опросника В.В.Бойко «Эмпатические способности».

Пятый этап включает исследование связи между саморегуляцией и толерантностью личности супругов, а также анализ различий в уровне коммуникативной толерантности, в уровне компонентов самоотношения и уровне эмпатических способностей при разных стилях саморегуляции.

Исследование проводилось в дневное время в групповой форме. Каждому испытуемому были выданы тестовые тетради и бланки для ответов. Перед началом выполнения испытуемым вслух зачитывалась инструкция по каждому тесту. Затем испытуемым предлагалось прочитать ее самостоятельно и приступить к выполнению. Сначала был предложен опросник «Шкала контроля за действием» Ю.Куля, затем тест «Коммуникативная толерантность», методика исследования самоотношения и тест «Эмпатические способности».

Во избежание влияния дополнительных переменных, тестирование проводилось в максимально схожих условиях:

– неизменность инструкции, предлагаемой испытуемым на слух индивидуально;

– отсутствие шумового воздействия.

Для достоверности результатов процедура исследования была единообразна и стандартизирована, т.е. исследование проводилось по одной и той же схеме и теми же методами. Обработка результатов производилась по схемам, предложенным авторами методик. После обработки результатов исследования была представлена обратная связь испытуемым.

Таким образом, в ходе нашего исследования были реализованы принципы:

Заключение:

Целью данной работы является изучение развитие психологической толерантности у супругов. Исходя из цели работы был проведен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности и саморегуляции личности у супругов.

Анализ литературы, описывающей толерантность супругов, показывает, что в большинстве подходах толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры.

Подлинная толерантность состоит в отказе от оценочных суждений на основании несущественных, малозначимых и индивидуальных и групповых различий, таких, как внешний облик, национальные особенности характера, культурно - обусловленные манеры поведения и т.п.

Так же был проведен анализ психологической литературы, раскрывающей феномен саморегуляции супругов, и рассмотрено содержание понятия «саморегуляция», формы саморегуляции, а также механизмы формирования саморегуляции у супругов. Ведущими механизмами формирования саморегуляции личности являются терпение, в основе которого лежат такие качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль; терпеливость, выступающая личностным качеством и эмоциональная устойчивость. Процесс формирования саморегуляции супругов подобен процессу формирования толерантности и ее развитие. Только при рассмотрении саморегуляции личности в описании эмоциональной устойчивости акцент ставится в большей степени на волевом компоненте, поэтому в данном случае говорят об эмоционально – волевой устойчивости.

Похожие работы на данную тему