Введение:
С психологической точки зрения толерантность понимается как активное действие человека, проявляемое посредством терпимости в ситуациях межличностного общения на основе установки на познание, понимание, и положительной направленности в принятии других людей.
Проблема толерантности, толерантного отношения в последнее время становится все более актуальной. Большое внимание уделяется изучению толерантности, как условия, обеспечивающему своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, характеру этих отношений; а так же толерантного отношения родителей к детям. Наблюдается востребованность исследований по разным проблемам толерантности: межэтническая, межнациональная толерантность, воспитание и формирование толерантности.
Ведущим механизмом формирования толерантности является терпение, в основе которой лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль; терпеливость, о которой говорят как о длительности поддержания волевого усилия (В.К.Калин); и эмоциональная устойчивость.
Одним не менее важным компонентом в повседневной жизни человека тесно связана толерантность супружеских отношений.Принятие друг друга, осознание себя через другого с позиции формирования толерантности.
Исходя из этого, возникает потребность в изучении связи между супругами и развитие психологической толерантности в супружеских отношениях.
Цель нашего исследования: развитие психологической толерантности у супругов.
Глава 3:
Эмпирическое исследование включает 5 этапа: на 1 этапе мы выявили стили саморегуляции личности: ориентация на состояние, либо ориентация на действие. Для реализации данного этапа мы использовали методику «Контроль за действием» Ю.Куля.
Основными психологическими составляющими толерантности являются: коммуникативная толерантность, эмпатия, самоотношение.
Поэтому на 2 этапе мы изучали коммуникативную толерантность личности с помощью методики «Коммуникативная толерантность» В.В.Бойко.
Цель 3 этапа – изучить самоотношение личности. Мы использовали методику исследования самоотношения В.В.Столина (МИС). .
На 4 этапе изучались эмпатические способности личности с помощью опросника В.В.Бойко «Эмпатические способности».
Пятый этап включает исследование связи между саморегуляцией и толерантностью личности супругов, а также анализ различий в уровне коммуникативной толерантности, в уровне компонентов самоотношения и уровне эмпатических способностей при разных стилях саморегуляции.
Исследование проводилось в дневное время в групповой форме. Каждому испытуемому были выданы тестовые тетради и бланки для ответов. Перед началом выполнения испытуемым вслух зачитывалась инструкция по каждому тесту. Затем испытуемым предлагалось прочитать ее самостоятельно и приступить к выполнению. Сначала был предложен опросник «Шкала контроля за действием» Ю.Куля, затем тест «Коммуникативная толерантность», методика исследования самоотношения и тест «Эмпатические способности».
Во избежание влияния дополнительных переменных, тестирование проводилось в максимально схожих условиях:
– неизменность инструкции, предлагаемой испытуемым на слух индивидуально;
– отсутствие шумового воздействия.
Для достоверности результатов процедура исследования была единообразна и стандартизирована, т.е. исследование проводилось по одной и той же схеме и теми же методами. Обработка результатов производилась по схемам, предложенным авторами методик. После обработки результатов исследования была представлена обратная связь испытуемым.
Таким образом, в ходе нашего исследования были реализованы принципы:
Заключение:
Целью данной работы является изучение развитие психологической толерантности у супругов. Исходя из цели работы был проведен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности и саморегуляции личности у супругов.
Анализ литературы, описывающей толерантность супругов, показывает, что в большинстве подходах толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры.
Подлинная толерантность состоит в отказе от оценочных суждений на основании несущественных, малозначимых и индивидуальных и групповых различий, таких, как внешний облик, национальные особенности характера, культурно - обусловленные манеры поведения и т.п.
Так же был проведен анализ психологической литературы, раскрывающей феномен саморегуляции супругов, и рассмотрено содержание понятия «саморегуляция», формы саморегуляции, а также механизмы формирования саморегуляции у супругов. Ведущими механизмами формирования саморегуляции личности являются терпение, в основе которого лежат такие качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль; терпеливость, выступающая личностным качеством и эмоциональная устойчивость. Процесс формирования саморегуляции супругов подобен процессу формирования толерантности и ее развитие. Только при рассмотрении саморегуляции личности в описании эмоциональной устойчивости акцент ставится в большей степени на волевом компоненте, поэтому в данном случае говорят об эмоционально – волевой устойчивости.