Введение:
Актуальность темы. В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического развития страны. Это означает поиск внутренних резервов, модернизацию и повышение эффективности деятельности государственного сектора, укрепление партнерских отношений с частными предприятиями. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства рыночных отношений имеет практическое значение. Исследования данной проблемы позволят выявить результаты проведения экономических реформ и совершенствования правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности и сочетающие частные интересы трудовых коллективов и публичные интересы государства. Поэтому формирование теоретической концепции создания эффективного правового статуса предприятий как неотъемлемого элемента экономической стратегии в Российской Федерации представляется актуальной задачей.
Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положение о признании и защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Такое установление новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью отвечает задачам развития демократических основ России в сфере экономики.
Глава 3:
Как уже отмечалось выше, государство по отношению к государственным предприятиям выступает двояким образом. Применительно к закрепленному за ними имуществу оно осуществляет регулятивные функции, выражая публичные интересы и в то же использует все средства частноправового регулирования. Оно может: а) менять распределение предприятий как объектов госсобственности между Федерацией и ее субъектами; б) продавать их, приватизировать; в) приобретать или отчуждать часть имущества государственных предприятий; г) решать вопрос о предпочтительном управлении акциями и долями, находящимися в собственности государства; д) допускать различные формы участия государственных предприятий в составе хозяйственных объединений.
Вместе с тем, следует отметить пока недостаточно четко отработан правовой механизм участия федеральных органов и государственных органов субъектов Федерации в управлении государственной собственностью, закрепленной за унитарными предприятиями.
Государственное регулирование собственностью, закрепленной за унитарными предприятиями — это система мер законодательного, контролирующего, координирующего и распорядительного характера в целях стабилизации и развития социально-экономической системы.
Государство как субъект экономических отношений имеет свои особенности. В его компетенции преобладает руководство хозяйственной деятельностью. В соответствии с Конституцией РФ оно имеет соответствующую имущественную базу и полномочия для ведения хозяйственной деятельности и руководства ею. Прежде всего, руководство экономикой, своей собственностью, государство проводит с помощью законотворческой деятельности органов государственной власти, осуществляющих функции собственника.
Заключение:
Экономическая стабильность каждой страны и устойчивое развитие ее экономики определяются комплексом факторов. Важнейшее место среди них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями, которые занимают прочное место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей осью всей многоукладной экономики. И хотя удель¬ный вес государственных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах меняется и весьма подвижен, их роль бесспорна.
Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес к вопросу статуса госпредприятий. В последние годы заметно менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки государственного сектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.
Вместе с тем, их правовой статус предприятий в настоящее время регламентирован явно слабо, несмотря на принятие Закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. Между тем, дело касается эффективности управления и использования значительной части публичной (государственной и муниципальной) собственности. Поэтому, безусловно, необходимо скорейшее внесение дополнений в федеральный закон, целиком посвященного статусу унитарных предприятий, а также правового и экономического определения режима государственной собственности. Таким образом, первый очевидный вывод состоит в признании возможности и необходимости развернутой правовой регламентации, как статуса государственных предприятий, так и правового режима закрепленного за ними имущества.