Введение:
Развитие экономики, совершенствование ее правового регулирования приводит к значительным изменениям в имущественных отношениях. Так, происходит процесс постепенного вовлечения в имущественный оборот объектов, которые длительное время были изъяты из гражданского оборота или же оборот, которых был ограничен. К числу таких объектов можно отнести предприятие.
Согласно программе Правительства РФ «О социально-экономическом развитии Российской Федерации», одним из основных элементов реформ должна стать реформа региональных финансов, направленная на повышение эффективности экономической и бюджетно-налоговой политики региональных и местных органов власти.
В рамках реформы региональных финансов особое внимание должно быть уделено повышению качества управления унитарными предприятиями, учрежденных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В данной работе из широкого спектра правового регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий особое внимание было направлено на рассмотрение наиболее актуальной в настоящий момент проблемы. Данной проблемой является правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий именно в государственном секторе экономики Российской Федерации. Следовательно, если затронуто такое понятие как государственный сектор экономики Российской Федерации, естественно существует и государственное регулирование в данном секторе.
Под деятельностью унитарных предприятий в данной работе рассматривается предпринимательская деятельность. А так как сделан акцент на предпринимательскую деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий именно в государственном секторе экономики России, считалось необходимым рассмотреть именно государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Глава 3:
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 26.04.01 и определение от 20.09.01 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2204/01-Б.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заринскому району обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании несостоятельным Заринского кооперативного межрайонного оптово-розничного предприятия (далее - предприятие).
Решением от 26.04.01 предприятие признано несостоятельным по упрощенной процедуре и открыто конкурсное производство.
Определением от 20.09.01 в отношении предприятия введена обычная процедура банкротства.
В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением от 14.05.98 правления Алтайского крайпотребсоюза утвержден, а постановлением от 11.11.99 N 352 главы администрации Заринского района Алтайского края зарегистрирован устав Заринского кооперативного межрайонного оптово-розничного предприятия. Согласно пунктам 1.1 и 5.1 устава учредителем предприятия является Алтайский краевой союз потребительских обществ, а основой его экономической деятельности - имущество (собственность), переданное ему собственником на праве оперативного управления.
В ходе рассмотрения дела арбитражный суд установил, что предприятие прекратило свою финансово-хозяйственную деятельность, имеет задолженность по платежам в бюджеты различных уровней, погашение которой не производится уже более трех месяцев. По счетам предприятия в течение 12 месяцев операции не производились.
Исходя из этого, суд в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" признал предприятие несостоятельным (банкротом), открыв конкурсное производство.
Заключение:
В ходе проделанной работы представилась возможность обратить внимание и рассмотреть существующие в настоящее время проблемы правового регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как было сказано выше, основным видом деятельности унитарных предприятий является предпринимательская деятельность.
Акцент и особое внимание в работе были уделены правовому регулированию деятельности унитарных предприятий именно в государственном секторе экономики России, а также были затронуты проблемы совершенствования законодательных основ деятельности унитарных предприятий.
Анализ нормативной базы государственного предпринимательства Российской Федерации позволил выделить в ней фрагментарное регламентирование отдельных сторон государственного предпринимательства, а также пробелы - нормативная база не содержит и не закрепляет понятие государственного сектора как юридического лица публичного права.
Весомой проблемой, с которой столкнулись ученые-юристы - это отсутствие однозначного толкования понятия государственного сектора. Часть ученых-юристов считают, что государственный сектор экономики представлен казенными заводами, фабриками, хозяйствами. Все имущество этих предприятий является государственной собственности, а они им владеют на праве оперативного управления. Другая часть ученых-юристов включают в понятие государственного сектора также и предприятия, включающие имущество на праве хозяйственного ведения.