Введение:
С 1 июля 2002г. вступил в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Принятие такого важного нормативного документа будет способствовать дальнейшему развитию основных институтов административного процесса. В настоящее время данный институт административного права еще недостаточно разработан. В большинстве учебников указывается на то, что административный процесс имеет сложную структуру, поскольку охватывает многочисленные сферы государственного управления и различные категории индивидуальных конкретных дел. Сторонники данной точки зрения подразделяют административный процесс на отдельные виды административных производств, которые выступают как его разновидности .
Предмет нашего исследования – производство по делам об административных правонарушениях, а точнее, правовое положение участников этого производства, которые занимают в нем центральное место. По тому, как урегулирован их процессуальный статус, можно судить и о самом производстве.
Анализ действующего законодательства и юридической литературы показывает, что производство по делам об административных правонарушениях принадлежит к одному из видов юрисдикционных производств, к которым также относятся производство по жалобам, дисциплинарное, исполнительное производства, производство по применению мер административно-процессуального принуждения.
Глава 2:
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.
В процессе производства по делам об административных правонарушениях прокурор имеет право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, а также приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении.
Орган, должностное лицо, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении несовершеннолетнего лица, а также дело, возбужденное по инициативе прокурора, обязано извещать прокурора о месте и времени рассмотрения дела.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” возлагает на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему
прокуроров надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (ст. 10) . В этой связи про¬курор, как правило, присутствует на заседаниях комиссии по делам несовершен¬нолетних и защите их прав. КоАП РФ устанавливает порядок из¬вещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела как в упомянутых комис¬сиях, так и в других органах административной юрисдикции. Присутствие прокуроров при рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних является дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достиг¬ших совершеннолетия .
Заключение:
Проведенное исследование правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях позволяет сделать следующие главные выводы и предложения.
Существующие в научной среде различные мнения исследователей-административистов на природу и соотношение административного производства и административного процесса указывают на острую необходимость четкого разграничения в практике административно-процессуального законодательства понятий процесс – производство – стадия .
Представляется верным, что процесс и производство соотносятся как общее и особенное: производство – часть процесса, процесс есть совокупность производств.
Производство, в том числе и производство по делам об административных правонарушениях – это не процессуальная форма и не порядок деятельности, а явление одного уровня с процессом, которое необходимо рассматривать с двух сторон: 1) как совокупность процессуальных правовых норм, регламентирующих процессуальную деятельность участников процесса правоприменения; 2) как деятельность уполномоченных должностных лиц по осуществлению административной юрисдикции.
Среди основных элементов производства по делам об административных правонарушениях можно выделить задачи производства, его стадии, процессуальные сроки, а также участников производства (тех, кто вступает в правоотношения), их права и обязанности (процессуальные роли); виды и условия использования доказательств; процессуальные результаты производства.