Введение:
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г, № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (далее – АПК РФ) впервые в административном законодательстве арбитражные суды получили следующие полномочия в сфере административной юрисдикции: во-первых, рассматривать определенные категории дел об административных правонару-шениях; во-вторых, рассматривать жалобы на постановления по делам об ад-министративных правонарушениях, иначе говоря, заявления об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образо-вания юридического лица.
Такое направление деятельности суда как применение административной ответственности в последнее время приобретает все большее значение, привле-кая внимание как ученых, так и законодателей, что объясняется повышением роли административной ответственности, устойчивой тенденцией к более широкому применению к правонарушителям мер административного воздейст-вия, необходимостью повышения уровня противопожарной, санитарной, ин-формационной и иной безопасности, потребностью создать условия для нор-мальной деятельности публичной власти в условиях ослабления дисциплины в обществе и охраны иных вновь возникших общественных отношений.
Глава 2:
Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив-ные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжа-ловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» пре-дусматривает возможность каждого гражданина обратиться в суд, если он счи-тает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, ор-ганов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нару-шены его права и свободы.
Каждый гражданин либо объединение граждан вправе оценивать дея-тельность органа исполнительной власти, любого должностного лица или госу-дарственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Одним из принципов соблюдения законности прав граждан, в частности при рассмотрении дел об административных правонарушениях, является гарантированное Кодек-сом РФ об административных правонарушениях право обжалования участниками производства по делам об административных правонарушениях постановления по делу о правонарушении.
В литературе высказано верное мнение о том, что административное су-допроизводство на стадии пересмотра дела в еще большей степени, чем на ста-дии рассмотрения, опирается на конституционные принципы состязательности и равенства сторон, в еще большей степени позволяет реализовать правовой режим судебной деятельности, в основе которого лежат принципы независимо-сти судей, обязательности судебных решений, неприменения актов, противоре-чащих федеральному закону .
С появлением в законодательстве об административных правонарушениях но-вых лиц, к которым могут быть приняты меры наказания за совершение налого-вых и иных административных правонарушений, т.е. юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношении дан-ных лиц в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрен определенный порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. КоАП РФ прямо закрепляет, что указанными выше лицами жалоба на постановление по де-лу об административном правонарушении подается в арбитражный суд в соответ-ствии с арбитражно-процессуальным законодательством.
Заключение:
В результате проведенного дипломного исследования были сделаны следующие выводы:
С принятием КоАП РФ и АПК РФ арбитражные суды наделены полномо-чиями по осуществлению административного судопроизводства. Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой регла-ментированную процессуальными нормами административно-деликтного права деятельность правоприменителя по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу с вынесением постановления о привлечении к административной ответственности и наложении административного наказания или же об освобождении лица от административной ответственности.
Административно-деликтная процессуальная деятельность судьи и адми-нистративная юстиция – это вытекающие из административных правоотноше-ний две разновидности, две взаимосвязанные формы деятельности, осуществ-ляемой в порядке административного судопроизводства.
Основной особенностью правовых источников административно-процессуальной деятельности судьи арбитражного суда в производстве по де-лам об административных правонарушениях является совместное урегулирова-ние указанной деятельности двумя кодифицированными нормативно-правовыми актами (КоАП и АПК) на стыке административной и арбитражно-процессуальной отраслей права, при этом существенные различия процедур рассмотрения дел между КоАП РФ и АПК РФ порождают ряд практических и научно-теоретических проблем. В целях ликвидации отмеченных коллизий, возникает необходимость комплексного, единообразного законодательного урегулирования деятельности судьи в производстве по делам об администра-тивных правонарушениях: 1) определения общего порядка привлечения к ад-министративной ответственности и рассмотрения дел об административных правонарушениях как на уровне Федерации, так и ее субъектов; 2) определения особенностей судебного и несудебного рассмотрения дел о привлечении к ад-министративной ответственности; 3) определения особенностей рассмотрения и разрешения судьями дел о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений в отношении физических лиц (граждан), а также в отношении юридических лиц и индивидуальных пред-принимателей, причем все указанные административно-процессуальные вопро-сы представляется целесообразным установить в едином законодательном акте.