Предмет нашего исследования – производство по делам об административных правонарушениях, а точнее, правовое положение участников этого производства, которые занимают в нем центральное место. По тому, как урегулирован их процессуальный статус, можно судить и о самом производстве.
Анализ действующего законодательства и юридической литературы показывает, что производство по делам об административных правонарушениях принадлежит к одному из видов юрисдикционных производств, к которым также относятся производство по жалобам, дисциплинарное, исполнительное производства, производство по применению мер административно-процессуального принуждения.
Характерной чертой производства по делам об административных правонарушениях, отличающей его от иных вышеперечисленных юрисдикционных производств, является то, что данное производство по широте затрагиваемых им интересов и по количеству участвующих в нем лиц является одним из наиболее крупных административно-юрисдикционных производств. Оно представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность правоприменителя по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу, с вынесением постановления о наложении административного взыскания или же об освобождении лица от административной ответственности. Данный вид производства наиболее полно урегулирован процессуальными нормами, содержащимися в главе 24 КоАП РФ. Однако вопросы, связанные именно с правовым положением участников этого производства, окончательно еще не решены. Например, в главе 25 КоАП РФ перечислены участники производства по делам об административных правонарушениях, а также закреплены их права и обязанности, большинство из которых не систематизировано надлежащим образом, что может привести к определенным сложностям, а также к нарушению процессуальных прав лица, в отношении которого ведется данное производство, потерпевшего и иных участников.
В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля (п. 4 ст. 25.6 КоАП России). Следует сказать, что приглашать педагога или психолога, когда дело об административном правонарушении рассматривается в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в состав которой входят педагоги и психологи, нецелесообразно.
Как справедливо подчеркивалось в юридической литературе, участие педагога способствует не столько процессу получения правдивых показаний, сколько служит охране интересов опрашиваемого несовершеннолетнего .
В качестве свидетеля лицо, как правило, выступает в следующих случаях: когда его фамилия и адрес заносятся в протокол об административном правонарушении. Но может возникнуть следующая ситуация.
На бланке протокола об административном правонарушении отведено место лишь для краткого изложения сути административного правонарушения, а свидетели, как указывается в этих бланках, удостоверяют своими подписями факт совершения административного правонарушения. В этом случае свидетели, поставившие свои подписи в протоколе об административном правонарушении, становятся как бы свидетелями обвинения, так как “удостоверяют” своими подписями позицию должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Следует отметить, что на таких свидетельских показаниях основывается значительное число дел об административных правонарушениях. Если выносить постановление по делу об административном правонарушении только на основании таких свидетельских подписей, в стороне, как правило, остаются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, другие вопросы, не позволяющие наиболее четко разобраться в обстоятельствах административного правонарушения.
Поэтому при наличии в деле об административном правонарушении свидетелей представляется необходимым должностному лицу, составляющему протокол об административном правонарушении или осуществляющему административное расследование, не только записать в протоколе их фамилии и адреса, но и опросить этих свидетелей, письменно фиксировав их показания, что, несомненно, облегчит установление объективной истины по делу об административном правонарушении.
Формальное отношение некоторых должностных лиц к составлению протокола об административном правонарушении к своим обязанностям, а также недостаточное знание ими административного законодательства нередко приводит к появлению “постоянных” свидетелей, то есть лиц, удостоверяющих факты целого ряда административных правонарушений, о которых они не имеет никакого понятия.
21. Вербицкая М.А., Русскевич Е.В. Участие специалиста как одна из форм использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях // Сборник научных трудов юридического факультета СевКазГТУ. Выпуск 2. Ставрополь, 2004. С. 37-50.
22. Гайдов В.Б. Производство по делам об административных правонарушениях: соотношение задач и стадий // Международные юридические чтения: Мат-лы науч.-практ. конф. Омск, 2003. С. 8-15.
23. Головко В.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, его стадии и участники // Транспортное право. 2005. №4. С. 32-48.
24. Гончарук С.Т. Административные правонарушения и полномочия органов внутренних дел по борьбе с ними: Учебное пособие. Киев, 1987. 152с.
25. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М.: Диамант. 1980. 560с.
26. Додин Е.В. Доказательства в административном процессе. М.: Юрид. лит., 1973. 175с.
27. Додин Е.В. Доказывание в административно-юрисдикционной деятельности ОВД: Учебное пособие. Киев, 1985. 166с.
28. Духно Н.А., Корухов Ю.Г., Михайлов В.А. Судебная экспертиза по новому законодательству России (в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессах) / Под ред. Ю.Г. Корухова. М.: Юридический институт МИИТа, 2003. 453с.
29. Зубач А.В. Государственные гарантии прав потерпевшего от административного правонарушения // Современное право. 2004. №7. С. 13-32.