Введение:
Проблема развития человека как личности была, есть и будет актуальной по смыслу, по сущности содержания, ибо развитие личности, выступающая как сложный, многоаспектный, многофакторный процесс, является в тоже время сложным и малоизученным явлением. Проблема адаптации человека к услови-ям социальной действительности, пройдя сквозь века, все равно актуально. Оп-ределяется это прежде всего тем, что еще не достаточно полно изучены средст-ва, механизмы, особенности адаптации. Как слабо изучены явления адаптации ребенка к условиям ДОУ? Последнее время мы можем часто наблюдать тен-денцию, что многие дети, увы, не всегда могут нормально адаптироваться к ус-ловиям учебно-воспитатального учреждения, в частности, к ДОУ. Проявляется это в самых разнообразных отношениях в развитии; частыми симптомами сла-бой адаптации ребенка к ДОУ выступают частые заболевания, плаксивость, аг-рессивность, жестокость, неумение себя вести, отчужденность и многие другие особенности поведения. Именно от совместных умений деятельности практиче-ского психолога, родителей, воспитателей зависит успешность адаптации и развитие ребенка в ДОУ. Одной из эффективных форм успешности адаптации ребенка к ДОУ является, на наш взгляд, деятельность педагога-психолога по оказанию помощи детям при поступлении в детский сад, а так же родителям и воспитателям. Мы видим необходимость не только изучения диагностики по-тенциальных адаптационных возможностей ребенка к поступлению в ДОУ, но и оказанию психологической помощи, как самому ребенку, так и социальному окружению, родителям, воспитателям.
Глава 3:
Как видно из рисунка высокий уровень адаптации возрос с 47% до 65%, средний снизился с 35% до 33%, низкий – с 18% до 2%.
Т.е. по результатам сравнительного анализа обеих групп, можно сделать вывод, что после проведения развивающей программы низкий уровень адапта-ции снизился в обеих группах, почти все дети успешно адаптировались к ДОУ.
Итак, поставленная нами в начале исследования гипотеза о том, что специ-ально организованная деятельность педагога-психолога ДОУ может способст-вовать успешной адаптации ребенка к ДОУ, если будет иметь место учет адап-тационных возможностей ребенка, использоваться программа оказания психо-логической помощи ребенку в адаптации к ДОУ, была полностью подтвержде-на.
На основе вышеизложенных фактов, в ходе проведения констатирующего эксперимента нами была составлена и апробирована программа оказания пси-хологической помощи детям и родителям, воспитателям по успешности адап-тации детей к ДОУ. Методический материал программы включает следующее содержание. Занятия для детей, поступающих в ДОУ. Рекомендации для роди-телей и воспитателей в группах. Занятия с детьми проводит практический пси-холог.
Целью данных занятий является: развитие установленных личностных ка-честв ребенка, использования его адаптационного потенциала для успешной адаптации к условиям ДОУ.
План занятий отражает необходимое содержание для подготовки ребенка к ДОУ.
Заключение:
Проанализировав научно-методическую литературу, а также данные про-веденного исследования моно сделать следующие выводы:
1. Проблема адаптации человека к условиям социальной действитель-ности, пройдя сквозь века все равно актуальна. Это говорит о том, что еще не до конца изучены средства, механизмы, особенности адаптации.
2. Понятие адаптации – одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации дости-гается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансиро-ванность в системе «человек-среда». Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливать-ся к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация».
3. При рассмотрении проблемы адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социаль-ный. При этом говорят о физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Более того, существуют определенные физиоло-гические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Выделенные наши три уровня адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредствен-ное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функ-ционирования всех систем организма.