Введение.
Проблема развития человека как личности была, есть и будет актуальной по смыслу, по сущности содержания, ибо развитие личности, выступающая как сложный, многоаспектный, многофакторный процесс, является в тоже время сложным и малоизученным явлением. Проблема адаптации человека к услови-ям социальной действительности, пройдя сквозь века, все равно актуально. Оп-ределяется это прежде всего тем, что еще не достаточно полно изучены средст-ва, механизмы, особенности адаптации. Как слабо изучены явления адаптации ребенка к условиям ДОУ? Последнее время мы можем часто наблюдать тен-денцию, что многие дети, увы, не всегда могут нормально адаптироваться к ус-ловиям учебно-воспитатального учреждения, в частности, к ДОУ. Проявляется это в самых разнообразных отношениях в развитии; частыми симптомами сла-бой адаптации ребенка к ДОУ выступают частые заболевания, плаксивость, аг-рессивность, жестокость, неумение себя вести, отчужденность и многие другие особенности поведения. Именно от совместных умений деятельности практиче-ского психолога, родителей, воспитателей зависит успешность адаптации и развитие ребенка в ДОУ. Одной из эффективных форм успешности адаптации ребенка к ДОУ является, на наш взгляд, деятельность педагога-психолога по оказанию помощи детям при поступлении в детский сад, а так же родителям и воспитателям. Мы видим необходимость не только изучения диагностики по-тенциальных адаптационных возможностей ребенка к поступлению в ДОУ, но и оказанию психологической помощи, как самому ребенку, так и социальному окружению, родителям, воспитателям.
Определив актуальность и проблему нашего исследования, мы выделяем, что предметом нашего исследования выступает адаптация Ребенка к ДОУ. В качестве объекта выступают дети, поступающие в ДОУ.
Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования: разработка и экспериментальная апробация адаптации, изу-чение возможностей ребенка и программы оказания психологической помощи в адаптации ребенка при поступлении в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме развития адаптации детей к ДОУ.
2. Экспериментальное изучение адаптационных возможностей ребенка при поступлении в ДОУ.
3. Разработка и экспериментальная проверка программ оказания психо-логической помощи в адаптации детей к ДОУ.
4. Разработка практических рекомендаций родителям, воспитателям в работе с детьми, поступающими в ДОУ.
Поставленная цель дает основание вывести следующую гипотезу исследо-вания: специально организованная деятельность педагога-психолога в ДОУ может способствовать успешной адаптации ребенка к ДОУ, если будут иметь место учета адаптационных возможностей ребенка, использование программ, оказание психологической помощи ребенку в адаптации к ДОУ.
Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных принципов. Среди них:
- принцип развития;
- принцип системности;
- принцип детерминизма;
- принцип единства теории, практики и эксперимента;
- личностный принцип;
- принцип субъекта, его деятельности и общения.
Теоретической основой исследования является ряд функциональных тео-рий и концепций, среди них концепция развития психики ребенка Л.С.Выготского, А.Балл, И.Л.Пряжева, а так же по проблеме адаптации в рабо-те В.А.Петровского, В.В.Белоус, В.И.Гарбузова, В.В.Лебединской, И.Д.Ватунина, И.Ширяева.
Методы исследования: наблюдение, изучение и анализ продуктов деятель-ности, методы (беседы, тестирование, анкетирование), методика «Успешная адаптация». Методика и диагностика адаптации ребенка к условиям в ДОУ, формирующий эксперимент.
Базой экспериментального исследования выступает муниципальное до-школьное образовательное учреждение № 5, станицы Отрадной.
Экспериментальную выборку составили дети первой и второй младших групп в возрасте от двух до трех лет.
Научная значимость (новизна) исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности пе-дагога-психолога с детьми, поступающими в детский сад. Содержательно обо-значен и обобщен теоретический и эмпирический материал в рамках проблема-тики исследования по изучению психологических особенностей развития адап-тации детей к ДОУ.
Работа состоит их содержания, введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изо-лированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрица-тельный характер.
Литература.
1. Абрамова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ре-бенка в детской субкультуре. М. 2000 г.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М.: академический проект, Екатеринбург: Основная книга, 2000. – 623с.
3. Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста.// Ребенок в ДОУ – 2003 г. - № 6 – с.46.
4. Арцимович И.В. Диагностика и коррекция личностных качеств «трудных» подростков. Часть вторая: Учебно-методическое пособие для студентов, преподавателей и школьных психологов. – Армавир: Издательский центр АГПИ, 2000.
5. Баллон А. Психологическое развитие ребенка. М.:1979г.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
7. Варага А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе//Семья в психологической консультации/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Сташка. М., 1998.
8. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитате-лей детского сада/ Под ред. Л.И.Каплан – М.: Просвещение, 1983. – с. 80.
9. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. М., 1994.
10. Волков Б.С. Волкова Н.В. Основные закономерности психического разви-тия ребенка. М., 1994.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1996. № 6.
12. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей//Детское воспитание, 2005. № 10.
13. Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984 – с.127.
14. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы работы с до-школьниками. – М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – с.176.
15. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с до-школьниками. М., 2002г.
16. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад.//Дошкольное воспитание. – 1990. - № 9. – с. 56.
17. Запорожец А.И. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985.
18. Илларионова Е. Радость общения.// Ребенок в детском саду. – 2004. - № 2 – с.69.
19. Калинина Р. Семенова Л. Ребенок пошел в детский сад.// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4 – с.2.
20. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск, 1984. – с.239.
21. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. /под ред. Л.М.Шиклустой.: С.-П., 2003г.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – 4-е изд. М.: УРАО, 1998г., с.177.
23. Лутомин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива.: М., 1978г.
24. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. – (се-рия «Учебник нового века».)
25. Мамланцева. К проблеме адаптации 3-х-летних детей к ДОУ//Вестник МГУ, серия 14. – 2003. - № 1 – с.60
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 7-е изд., стереотип. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2002. – 456 с.
27. Неверович Я.З. Участие эмоций в формировании детской лично-сти//Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д.Кошелевой. М., 1985.
28. Николаева Е.И. Размышления о подготовке ребенка к посещению детско-го сада//Дошкольная педагогика. – 2004. - № 1. – с.27
29. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошко-льного образования.//Управление ДОУ. – 2002. - № 5. – с.36
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1993.
31. Психолог в детском дошкольном учреждении/Под ред. Лаврентьевой. М., 1996.
32. Рокошина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб; 2004. – 72с. (психологиче-ская служба)
33. Рузской А.Р. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1998г.
34. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
35. Сиротюк А.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001.
36. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошко-льных учреждениях разных типов. Ростов-на-Дону, 1993.
37. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 2003. – 366с.
38. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольником. М., 2000
39. Соловьева Е. Адаптация к условиям детского сада.//Дошкольное воспита-ние. – 1993 - № 8. – с.21.
40. Тептон С. Как подготовить малыша к детскому саду.// Дошкольное воспи-тание. – 1991 - № 8 – с.58.
41. Уруштаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.
42. Чиркова Т.И. психологическая служба в детском саду. М., 2000.
43. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Серия «Справоч-ник». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384с.
44. Ширяева И. Печера К. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению.// Ребенок в детском саду. – 2001.-№4. – с.80.
45. Юдина Е.Г. Степанова Г.Б. Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002.
46. Юртайнин В. П.Шиянова. Адаптация детей с отклонением в развитии к дошкольным образовательным учреждениям.//Дошкольное воспитание. – 2001. - №1 – с.37.