Введение:
Актуальность темы исследования.
Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личностные свойства и ценности, определяющие качества будущей жизни. Одновременно это такой период, когда ребенок накапливает опыт необходимый для дальнейшей жизни и наименее защищен от воздействующих на него физических, социальных и психологических факторов.
Углубляющаяся в стране социально-экономическая и политическая нестабильность ослабляет роль основного общественного института – семьи. Катастрофическое падение жизненного уровня большинства семей. Расслоение общества на богатых и бедных. Психоэмоциональные и физические перегрузки родителей, порожденные безработицей, отказом многих от профессиональной деятельности, резким снижением качества жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, беспомощностью в обеспечении благоприятных условий для развития детей. Все это усугубляет семейное неблагополучие, возникновение конфликтов и болезненно отражается на детях, на их физическом и психическом здоровье.
Проблемы сохранения психологического здоровья семьи в последние годы все больше становится предметом психолого-педагогического исследования [6].
По мнению И. В. Дубровиной, П. Бейкера, А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского, психологическое здоровье находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и делает личность самодостаточной. Оно содержит или подразумевает такое важнейшее свойство человека как стрессоустойчивость, или жизненная стойкость человека, т.е. способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для его общего здоровья.
Глава 2:
Социально-экономические передряги, потрясающие нашу страну последние десятилетия, усиление дезадаптации населения. Эта проблема на данный момент очень актуальна. Не в последнюю очередь она коснулась и детского населения нашей страны. Против ребёнка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряжённость в обществе, и школьное неблагополучие, и криминогенный фон общественной жизни.
Нарушения детско-родительских отношений и стилей воспитания оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника. В связи с этим могут возникать проблемы развития детей дошкольников: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); агрессивность; застенчивость и тревожность; ранний детский аутизм (РДА); задержка психического развития (ЗПР); вербализм; воровство; лживость; «уход от деятельности».
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, т.к. психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.
Основой перечисленных психических расстройств являются страхи, заложенные ещё в раннем детстве.
В целях оказания психологической помощи детям, восстановить психическое и эмоциональное равновесие, учитывая психофизиологические особенности детей в возрасте от четырёх до пяти лет, мы предлагаем программу психологической помощи детям дошкольного возраста, основная цель которых устранение неадекватных возрасту и силе переживания страхов, а также повышение самооценки и преодоление неуверенности в себе.
При составлении программы мы руководствовались работами отечественных психологов и психотерапевтов А. И. Захаров, И. Исаев, А.С. Спиваковская, О. Хухлаева, Л. Бонд [34, 63, 74].
-Программа рассчитана на 1 месяц
-Возраст воспитанников 4 – 6 лет
-Программа основана на личностно-ориентированной модели коррекции.
Данный выбор модели объясняется тем, что у детей 4 – 6 лет преобладает личностное общение, в основе которого лежит потребность ребёнка во взаимопонимании и сопереживании.
Коррекция тревожности и страхов рассматривается в рамках игрового моделирования проблемных ситуаций, что связано с психофизиологическими особенностями у детей дошкольного возраста и типом ведущей деятельности. В коррекционных играх ребёнок проживает свои страхи, изменяет к ним своё отношение и закрепляет новые модели поведения, реагируя на прежние стимулы.
-Цель программы: психокоррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста и помощь в разрешении конфликтов.
Заключение:
Выбранная нами тема исследования направленная на оказание психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении конфликтных ситуаций является актуальной в работе педагогов-психологов различных образовательных учреждений и при семейном консультировании.
Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.
Одной из основных причин проблем развития в дошкольном возрасте является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях ребенка данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности и страхов.
В ходе проведенного исследования данной проблемы, мы можем констатировать, что:
1. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым.