Введение:
Актуальность исследования
На современном этапе развития общества среда приобретает ведущее значение в деле формирования человека нового типа. Одним из ведущих по-казателей социально-активной личности является умение контактировать и сотрудничать с другими людьми. В связи с этим процесс межличностного общения носит все более сложный, экстенсивный характер. Это способствует актуализации интереса к проблемам взаимодействия личности в сфере обще-ния.
Значительный вклад в развитие проблемы личности и общения в их глубокой взаимосвязи внесли как отечественные (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.И. Крупное, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рыжов, И.М. Юсупов и др.), так и за-рубежные исследователи (J. Bowlbi, J.S. Bruner, M. Hoffinan, С. Kelley, Т. Lipps, В. Skiner, R. Spitz).
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные ис-следования проблема развития коммуникативных свойств личности все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет одно-значного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативных свойств личности, нет единого взгляда на классификацию этих свойств.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения содержания и возможностей формирования коммуникативных свойств лич-ности.
В данной работе под коммуникативными свойствами личности пони-маются устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфе-ре общения, значимые для его социального окружения.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость обще-ния определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную дея-тельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1, 2]. Но оно будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации [3].
Глава 3:
Своевременное выявление указанных причин в условиях образователь-ной среды высшей школы позволяет преподавателям скорректировать учеб-ные программы, уделив особое внимание коммуникативному компоненту развития студентов в период их учебной адаптации и обретения опыта обще-ния в процессе становления их будущей профессионально-педагогической деятельности.
В соответствии с задачами исследования, на констатирующем этапе была произведена диагностика коммуникативных способностей студентов.
Для определения наличного уровня развития коммуникативных уме-ний нами были обследованы студенты 4 курсов.
В результате использования опросника С. Грачева "Познай себя" была получена информация, дающая основание (с вероятностью ошибки 0,05) го-ворить:
• о приблизительно одинаковом общем уровне развития коммуникативных умений у студентов,
• о необходимости проведения специальных занятий по формированию коммуникативных умений в целях повышения уровня коммуникативной компетентности.
Результаты обследования студентов анализировались с позиции опре-деления уровня развития следующих качеств: самоконтроль, рациональность, общительность, эмоциональная устойчивость.
Данные таблиц были сравнены с результатами наблюдений и профбе-сед. Итоги сравнения показывают в большинстве случаев (до 75%) адекват-ную оценку студентами уровня развития у себя рассматриваемых качеств и желание (стремление) улучшить вышеперечисленные умения.
Параллельно с проводимым опросом, уровень развития коммуникатив-ных умений студентов оценивали эксперты (в качестве которых выступали преподаватели, работающие на курсе).
Анализируя экспертную оценку, можно заметить, что весовое значение низкого уровня превалирует (экспертами отмечено в среднем около 50% сту-дентов, относящихся к низкому уровню развития по конкретным показате-лям). Нами отмечено более критическое отношение экспертов к студентам. Это может свидетельствовать также о недостаточном уровне развития адек-ватной самооценки.
Количественный анализ показал, что достаточный уровень формирова-ния коммуникативной компетентности показывают лишь 20 из обследован-ных студентов (33,3%), обладающих более или менее сформированными коммуникативные умениями и навыками. Пятеро из обследуемых студентов (8,33 %) показали сильную затрудненность в адаптации к новой социальной ситуации и связанной с этим низкий уровень коммуникативной компетент-ности в целом.
Заключение:
Итак, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы и определить практические рекомендации по совершенствованию учебного процесса с учетом полученных результатов.
На основе системного анализа результатов исследований коммуника-тивных свойств личности отечественными и зарубежными психологами нам удалось:
- создать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности. Выделить условно из структуры личности коммуникативную структуру, которая состоит из коммуникативных возмож-ностей и коммуникативного ядра личности. Дать определение коммуника-тивных свойств, под которыми понимаются устойчивые характеристики осо-бенностей поведения личности в сфере общения, значимые для ее социально-го окружения;
- выделить основные этапы формирования коммуникативных свойств личности. Критерием смены этапов служит смена ведущих деятельностей и деятельностно-опосредованных типов взаимоотношений с референтной, на данный момент группой. Детерминантой перехода на новый этап развития также являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду;
- выделить факторы формирования коммуникативных свойств лично-сти. Коммуникативные свойства личности детерминированны как внутрен-ними (психологическими), так и внешними (социально-психологическими) факторами.