ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
На современном этапе развития общества среда приобретает ведущее значение в деле формирования человека нового типа. Одним из ведущих по-казателей социально-активной личности является умение контактировать и сотрудничать с другими людьми. В связи с этим процесс межличностного общения носит все более сложный, экстенсивный характер. Это способствует актуализации интереса к проблемам взаимодействия личности в сфере обще-ния.
Значительный вклад в развитие проблемы личности и общения в их глубокой взаимосвязи внесли как отечественные (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.И. Крупное, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рыжов, И.М. Юсупов и др.), так и за-рубежные исследователи (J. Bowlbi, J.S. Bruner, M. Hoffinan, С. Kelley, Т. Lipps, В. Skiner, R. Spitz).
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные ис-следования проблема развития коммуникативных свойств личности все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет одно-значного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативных свойств личности, нет единого взгляда на классификацию этих свойств.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения содержания и возможностей формирования коммуникативных свойств лич-ности.
В данной работе под коммуникативными свойствами личности пони-маются устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфе-ре общения, значимые для его социального окружения.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость обще-ния определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную дея-тельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1, 2]. Но оно будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации [3].
В самом общем плане компетентность в общении предполагает разви-тие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологи-ческом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче [5].
Особое значение проблема формирования коммуникативной компетен-ции имеет в плане личностного развития студента и формирования его го-товности к будущей профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопреде-ления молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоз-зренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и прие-мы деятельности, поведения и общения.
Необходимо отметить, что в современной психологии выполнено мно-го исследований, посвященных различным психологическим аспектам лич-ностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессио-нализации личности. Эти вопросы рассматривались в контексте: специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, А.И.Крупнов, Н.М.Пейсахов, Н.И.Рейнвальд, Е.И.Степанова, и др.), выявления сущности, этапов и детерминирующих фак-торов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.П.Зинченко, Е.А. Климов, А.К.Маркова, В.Д. Шад-риков и др.), определения роли и места способностей, интересов, мотивов и индивидно-личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подго-товки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, Б.М. Теп-лов, В.Д.Шадриков и др.). Вместе с тем, несмотря на значимость и результа-тивность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития студентов педвуза, еще остается малоизученным.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции студен-тов является актуальной проблемой психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Изложенное выше и определило актуальность данного исследования.
Цель исследования: состоит в определении возможностей развития коммуникативных способностей студентов-психологов.
Объектом исследования: выступает общение и коммуникативная ком-петентность.
Предметом выступает психологическое сопровождение развития комму-никативных способностей студентов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы вы-двинули следующие гипотезы:
1. У каждого человека имеется определенный уровень развития комму-никативных свойств личности, который характеризует возможности человека в плане общения и выражается в наличии систем коммуникативных свойств личности, находящихся в определенных соотношениях друг с другом.
2. Эти системы свойств не являются непосредственно врожденными, а формируются в процессе развития человека. В связи с этим возможно влиять на процесс формирования этих свойств.
3. На формирование коммуникативных свойств личности оказывают влияние как социальные, так и психологические факторы в их глубокой взаимосвязи, что является основой психологического сопровождения разви-тия коммуникативных способностей.
Исходя из поставленной цели и сформулированных гипотез, были вы-двинуты следующие задачи:
1. Обобщить имеющиеся в научной литературе психологические под-ходы отечественных и зарубежных ученых к изучению проблем общения, коммуникативной компетентности и развития коммуникативных способно-стей.
2. Изучить факторы формирования коммуникативных свойств лично-сти;
4. Определить уровень развития коммуникативных свойств личности у студентов;
5. Показать возможности развития коммуникативных способностей у студентов психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили базо-вые методологические принципы научной психологии (принцип системности - Б.Ф.Ломов, П.К.Анохин и др., принцип единства сознания и деятельности - С.Л. Рубинштейн, А.В.Брушлинский и др., принцип развития - Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, А.В.Запорожец и др.); положения субъектно-деятельностного (К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн и др.) и акмеологиче-ского (А.А.Деркач, А.С.Гусева, Н.В.Кузьмина и др.) подходов в психологии; идеи и разработки в рамках концепции психологического анализа профес-сиональной деятельности (Е.А.Климов, В.Н.Шадриков, А.К.Маркова и др.).
Организация и этапы исследования:
На первом этапе - научно-методического поиска изучались научные подходы, теории развития коммуникативных способностей студентов.
На втором этапе – организационном – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи ис-следования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
На третьем этапе – констатирующем эксперименте – выполнялось ис-следование, направленное на изучение уровня развития коммуникативных способностей студентов.
На четвертом этапе – заключительном – были обобщены полученные результаты и подготовлена программа по психологическому сопровождению развития коммуникативных способностей студентов.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ научной литературы, на-блюдение, анкетирование, беседы и пр. С целью определения уровня разви-тия коммуникативных свойств личности нами были использованы опросни-ки, содержащие вопросы, касающиеся разных сторон коммуникативного раз-вития человека.
База исследования: Армавирский государственный педагогический университет (факультет педагогики и методики начального образования и фа-культет дошкольного образования).
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание возможностей развития коммуникативных способностей личности позволяет управлять этим процессом в целях повышения уровня их развития. Теорети-ческая часть исследования может быть использована для подготовки занятий и как методический материал для педагогов-психологов.
Апробация результатов исследования.
Результаты, полученные в процессе исследования частично внедрены в практику вузовской психологической службы в целях диагностики и коррек-ции уровня развития коммуникативных свойств личности.
Надежность и достоверность полученных данных обеспечивались обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; исполь-зованием совокупности апробированных методик, соответствующих целям и задачам исследования; применением статистических методов обработки и анализа данных.
Структура и объем работы: Работа изложена на страницах машино-писного текста. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка исполь-зуемой литературы.
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕН-ТОВ-ПСИХОЛОГОВ
3.1. Содержание исследования
Формирование коммуникативной компетентности и коммуникативных способностей студентов в условиях образовательной среды вуза предполага-ет, с одной стороны, освоение способов учебной деятельности, а, с другой, — обретение ими качеств субъектно-объектных отношений, характеризующих профессионально-педагогическое становление личности будущего психоло-га. В основе этого становления лежит динамика формирующихся навыков учебной деятельности и особенности складывающихся взаимоотношений субъектов взаимодействия.
Навыки учебной деятельности студенты проявляют с учетом получен-ного ими в условиях средней школы стиля обучения, здесь же проявляют се-бя и особенности субъектно-субъектных отношений, которые имели место в общении учащегося с педагогами школы. Простой их перенос в новую обра-зовательную ситуацию нередко оказывается малосостоятельным, а поэтому овладение новыми способами организации учебной деятельности и стиля общения в процессе обучения в вузе становится для студентов важной про-фессиональной задачей.
Список литературы
1. Абакирова Т.П. Формирование коммуникативных свойств личности // Становление личности на современном этапе. Бийск, 2000.
2. Абульханова-Славская К.А. Проблемы активности личности // Социаль-но-психологические и нравственные аспекты изучения личности. – М., 1988. – с.4-20.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
4. Березин Ф.Б., Мирошников Н.П., Рожанец Р.В. Методика многосторон-него исследования личности. – М., 1976. – 176 с.
5. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод соци-ально-психологической. //Теоретические и методологические проблемы со-циальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - С.184.
6. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление. //Педагогика.- 1992.- № 5/6.- С. 65-70.
7. Бодалев А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институт прак-тической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
8. Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. – Казань, 1983. – 111 с.
9. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с
10. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. – М.: «Издатель-ство ПРИОР», 2000.
11. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и разви-тие компетентности в общении. М., 1990.
12. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практиче-скую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
13. Золотилкова А. С. Проблемы психологического общения.- Ростов-на-Дону, 1976.
14. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от ти-пологических свойств нервной системы. – Казань, 1969.
15. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М., 1986.
16. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М: Просвещение, 1970.
17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.
18. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980. – 256 с.
19. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения //Вопросы психологии. – 1990. - №2. – С.62-69.
20. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы филосо-фии. – 1972. - №12. – С.129-140.
21. Ломакина О.И. Формирование межличностных отношений /Дипломная работа/-Кемерово ОблИУУ, 1992.
22. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. – М., 1981.
23. Лукьянова М.И. Методика групповой оценки компетентности учителя и ее выраженности в профессионально значимых личностных качествах - Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
24. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие - Ульяновск: ИПК им. Ульянова, 1996.
25. Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций. М., 2002.
26. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивиду-ального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии. – 1987. - №5. – С.40-48.
27. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
28. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности //Вопросы психологии. – 1988. - №3. – С.71-78.
29. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое посо-бие.-М.;НМЦ 1993.
30. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний в 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
31. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989. – 192 с.
32. О`Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. Челябинск, 1997.
33. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Ан-дреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
34. Овчарова Р.В. Технология практического психолога в образовании - М.: ТЦ Сфера, 2000.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка - М.: Азъ, 1996.
36. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
37. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы соци-ально-психологического тренинга. - М., 1982.
38. Психология педагогического общения. Методическая разработка для преподавателей и студентов / под ред. Страхова В.И. - Саратов: СПИ им. К.А. Федина, 1980.
39. Психология развивающейся личности,- М.: Педагогика, 1987.
40. Психология. А – Я: Словарь – справочник. Кордуэлл М. / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: Фаир-Пресс, 2000.
41. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х ч. – М., 1989.
43. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
44. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с.
45. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2004.
46. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. “Феникс”, 1995.-736с.
47. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. – М., 1985.
48. Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения. //Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - № 4. - С.57-64.
49. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студен-тов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая акаде-мия,1994.-222с.
50. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Синианского. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.
51. Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М., 1994.
52. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1991.