Введение:
Актуальность исследования. Начиная с 90-х годов ХХ века, проблемы личной жизни человека интенсивно исследовались психологами, социологами, историками, экономистами и представителями других наук. Сфера личной (частной) жизни является сложной теоретической историографической и методологической проблемой. Понятие частной жизни имеет не только обыденное, но и научное содержание. Понятие «частное/приватное» и «публичное» стали научными терминами лишь последние десятилетия (Репина Л.П., 1996). Это объясняется тем, что трудно найти человека, у которого не было бы «проблем» в собственной частной жизни.
К настоящему времени стало понятно, что личная сфера выступает как функция развития других социальных сфер и вместе с тем как один из важнейших индикаторов выявления ситуации в обществе. Анализ этой сферы - неотъемлемая часть анализа любого общества. Особый интерес к сюжету личной жизни и личных отношений связан с кризисом духовных ценностей, господствовавших до 80-х годов ХХ столетия. В последние десятилетия приверженность этим ценностям все чаще трактуется как свидетельство архаики и потому провозглашается отказ от них. Концепция «человека-винтика» сменилась не менее опасной концепцией вседозволенности. В противовес этому превозносятся спонтанные эмоции, подчеркнутая пренебрежительность к комфорту, полная индивидуальная раскованность, кратковременные союзы как антитеза моногамной семье.
Глава 2:
Система образования живет и существует в ценностном поле культуры. Вне ценностного контекста невозможно подойти к пониманию реалий образовательного процесса (В.Собкин, 1997). Задача современной образовательной ситуации заключается в том, чтобы включить ценности в инструментальную поддержку активности личности. Ценностный подход к образовательной практике означает выбор в качестве специального исследования представлений человека, служащих ему ориентиром поведения в жизненных ситуациях. Это положение послужило для нас основным руководством при разработке программы, направленной на формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Исследование возможностей реализации программы (Приложение № 5) по формированию ценностного отношения к семье у старшеклассников в процессе школьного обучения предполагает решение следующих задач:
1. Найти оптимальные пути психолого-педагогической работы с данной возрастной группой.
2. Научить старших школьников корректировать свои представления в результате анализа проблемных ситуаций, перестраивать отношения и проектировать пути реализации выявленной ценности.
3. Сформировать у старшеклассников позицию конструктора своего собственного позитивного образа семьи.
4. Активизировать созидательную рефлексивную деятельность учащихся в соответствии с принципом “ты будешь таким, каким сам себя сделаешь”.
При реализации программы предполагается использование следующих методов: психологические диагностические методики, самодиагностика, наблюдение, самоанализ, моделирование, консультативная и психотерапевтическая беседа, диагностическое интервьюирование, мини-лекции различных видов, дискуссии и круглые столы, групповое обсуждение и принятие группового решения, ассертивный тренинг, ролевые игры, психотехнические упражнения.
Большая часть жизни ребенка проходит в школе. Школьная среда, выступая на данном временном отрезке основным социальным институтом, наряду с семьей, является транслятором определенных ценностей, норм, правил, требований, предъявляемых обществом. Она же санкционирует их исполнение, т.е. наказывает или поощряет те или иные действия, поступки, решения ребенка.
Заключение:
Анализ научной литературы по психологии старшего школьника позволяет сделать вывод о том, что изучаемый возраст является значимым этапом онтогенетического развития личности, в ходе которого формируется основная система ценностей человека, определяющая уровень решения им экзистенциальных проблем, вопросы личностного и профессионального самоопределения, построение жизненных планов, программ, сценариев, позиций.
Родительская семья (тип отношений, стили общения, оказание поддержки, внимания, заботы и т.п.) является одной из детерминант формируемых в сознании старшего школьника моделей, используемых при построении собственной семьи. Выбор моделей зависит как от социально-демографических характеристик семьи (в частности, от структуры родительской семьи), так и от «преломления» этого параметра в сознании человека, его воплощении в установках, ценностных ориентациях личности. Неблагоприятные семейные ситуации, складывающиеся в родительской семье, приводят к утрате своего позитивного влияния. Усвоенные ценности и смыслы начинают определять онтологическое бытие старшего школьника, так как к концу этого возраста ценностные ориентации приобретают четкую иерархическую структуру.
Ориентация на высшие духовные ценности становится одной из ведущих тенденций их дальнейшего личностного становления и развития. Из этого следует, что не интеллектуальные или рациональные процессы, а формирование человеческой экзистенции обеспечивает в юношеском возрасте базисное доверие к бытию, придающее смысл их существованию. Наличие сформированной ценностной системы позволяет старшему школьнику бороться с жизненными дезориентациями, провоцируемыми референтными лицами, и создает необходимые условия для психического здоровья и комфортного ощущения себя в мире людей.