Введение:
Актуальность исследования. Социально-политические, экономические реформы, проводимые в России в последнем десятилетии XX - начале XXI веков, ориентированы на демократические преобразования во всех сферах деятельности общества.
С социологической точки зрения, период интенсивных социальных изменений обычно характеризуется двумя противоречивыми тенденциями. Первая проявляется в развитии новых социальных сил, вызывающих активность личности в различных жизненных сферах. Вторая связана с неизбежным наличием деструктивных явлений и процессов, сопровождающих периоды масштабных социально-экономических перемен, таких как безработица, рост преступности, кризис доверия к институтам государственной власти.
Изменение социальных институтов в условиях переходного периода и становления новых социально-экономических отношений имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, эволюция общественных институтов способствует закреплению новых стратегий изменившегося мира, с другой – приводит к отклонениям в социализации и расширяет социальную базу становления субкультур, не вполне адекватных требованиям современного социума.
Кроме того, расширение ареала и типов молодежных субкультур, для субъектов которых характерны отклонения в социализации и тем самым формирование ценностных ориентаций далеко не всегда социально-позитивной направленности, не способствует стабилизации социально-экономической и политико-правовой ситуации в стране, выступая тормозящим фактором общественного развития.
Глава 2:
Исследование типов доминирующей мотивации учеников старших классов школы № 293, показало, что у старшеклассников преобладает познавательная мотивация, являющаяся одним из видов социальной мотивации, составившая 13,86% от числа всех респондентов. Не менее значимой для этой группы выборки оказалась мотивация защиты личности, представленная у 13,74% от числа всей выборки. Следующая по значимости выступает ценность самосохранения, выраженная у 13,40% учащихся. В равной степени преобладает и репродуктивная мотивация, представленная у 13,39% старшеклассников. Эти ценности представляют собой вид биологической мотивации. У старшеклассников также достаточно высоко представлена ценность нравственной мотивации (12,33%) и самоактулизации (10,33%). Склонность к альтруизму свойственна 12,14% школьникам, в то время как доминирование потребностей витальной мотивации выражены лишь у 10,81% старшеклассников.
Таким образом, как показывает анализ, социальная и биологическая мотивации находятся в равновесном положении у школьников, что выражает характерные особенности для данной возрастной группы.
Аналогичное исследование типов доминирующей мотивации у учеников старших классов кадетского корпуса выявило, что ведущими в этой группе являются мотивации сохранения вида – альтруизм, представленный у 13,72% учащихся; и мотивация продолжения вида - репродуктивная (13,54%). Следом, по значимости, выступает социальная мотивации сохранения социума – нравственная, составившая 13,39% из числа опрошенных.
У кадет, также как и у школьников, достаточно выраженными являются индексы мотивации защиты личности (12,79%) и самосохранения (12,43%). Познавательная мотивация развития личности у кадет представлена в меньшей степени, по сравнению с группой школьников и составляет 12,12%. Вместе с тем, у кадет мотивация развития социума – самоактуализация несколько превалирует над показателями школьников и составляет 11,12%. Витальная мотивация среди кадет, так же как и у школьников, является менее приоритетной (10,89%).
Результаты исследования доминирующей мотивации испытуемых различных социальных групп выявил следующие особенности: у старшеклассников школьников по сравнению с их сверстниками кадетами мотивация самосохранения и защиты личности представлена больше в 1,07 раза. Познавательная мотивация у школьников по сравнению со старшеклассниками кадетского корпуса представлена больше в 1,14 раза, а индекс альтруизма выражен в 1,13 раза меньше. Индекс нравственной мотивации у кадет по сравнению со школьниками преобладает в 1,08 раза, а индекс самоактуализации больше в 1,07 раза. Равнозначными выступают репродуктивная и витальная мотивации, что соответствует возрастным особенностям (Рис.1.).
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод о значимости исследований ценностных ориентаций в различных социальных группах, поскольку эти исследования позволяют раскрыть процесс формирования групповой жизнедеятельности старшеклассников.
Результаты проведённого исследования используются в работе педагогов и психологов со старшеклассниками школы принадлежащих к среднему социальному слою и учениками кадетского корпуса принадлежащих к малообеспеченному, нижнему социальному слою, для построения учебных и воспитательных программ. В целом полученные результаты указывают на значимость системно-психологических и социологических исследований.
Доминирующими ценностными ориентациями старшеклассников кадетского корпуса, относящихся к малообеспеченному социальному слою, являются: верность своим моральным принципам и забота о семье и близких. Ценность получения новой информации о мире, науке и искусстве в нижней социальной группе является менее выраженной и соответствует малообеспеченному слою населения.
Из представленных выше размышлений и результатов исследования и в контексте рассматриваемой проблемы можно сделать далеко не окончательные, но вполне обоснованные выводы.
• Структурирование по доминирующей направленности (эгоистическая, престижная, деловая, нравственная) позволяет типологизировать ценностные системы личности современных подростков, проявляя в то же время их индивидуальность.
• Современные подростки в целом направлены на эгоистически-престижные жизненные ценности с преобладанием престижных, проявляющихся в стремлении к достижениям и материальному достатку.