Введение:
Одной из характерных тенденций современного этапа раз¬вития науки является формирование новых направлений, объеди¬няющих различные (иногда, казалось бы, далекие друг от дру¬га по своему предмету и методам исследования) области науч¬ного знания. Именно к таким направлениям принадлежат исследования, относящиеся к проблеме принятия решений.
Возникнув как научно-практическая проблема в связи с нуж¬дами построения и оптимизации автоматизированных систем управления в различных сферах народного хозяйства (промыш¬ленность, транспорт, строительство) и рассматриваемая перво¬начально лишь как раздел общей теории управления, пробле¬ма принятия решения постепенно приобрела самостоятельное значение. Это повлекло за собой выделение и разработку разных уровней и аспектов принятия решения — психофизиологических, технических, кибернетических, социологических и т. д. В частно¬сти, проблема принятия решения стала теоретическим “стыком” целого ряда наук биологического цикла, подключивших разные аспекты этой проблемы к решению кардинальных вопросов функ¬циональной целесообразности и адаптивного поведения живых систем (Корнилова Т.В., Тихомиров О.К.).
Заинтересованность представителей различных областей на¬учного знания в разработке теории принятия решения, с одной стороны, создает определенные трудности, так как в каждой на¬уке формируются свои специфические подходы к проблеме, ис¬пользуются различные языки, понятийные аппараты и методы исследования (Голубков Е.П., Козлецкий Ю., Дружинин П.К., Конторов Д.С., Томашевский В.Г.). С другой стороны, объединение в рамках общей теории представителей разных наук создает особенно благопри¬ятные условия для плодотворных научных исследований.
Актуальность исследования заключается в том, что важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Глава 3:
Методы оптимизации: анализ; прогнозирование; моделирование [44].
Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д. Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:
- сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);
- экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);
- ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Однако многие руководители стремятся рассматривать только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете должно выразиться в их повороте к чему-то видимому. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.).
Прежде чем рассмотреть широко используемые современными организациями модели необходимо описать три базовых типа моделей:
1) физическая модель (представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: чертеж завода, его уменьшенная фактическая модель, такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящей);
Заключение:
Необходимость принимать решения в условиях неопределенности как неполной информативности, учитывать последствия выборов в не поддающейся рациональному прогнозу перспективе изменений, ориентироваться на сетевые и динамические взаимодействия переменных в ситуациях, а не только на обозримые причинно-следственные связи – эти и другие условия выступают на первый план в практике принятия решений в усложняющемся мире, требующем от человека способности к новому мышлению.
В данной работе мы попытались изучить возможности диагностики и коррекции процесса принятия управленческих решений.
Проведенное нами исследование показало справедливость выдвинутых гипотез, позволило решить поставленные задачи, в частности, разработать методические рекомендации по усовершенствованию процесса принятия управленческих решений. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Проведенный теоретический анализ показал, что на формирование готовности к принятию решений может оказывать целый ряд неблагоприятных факторов как биологического, так и социального происхождения.
2. Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее.