Введение:
Актуальность изучения самоубийств, покушений на самоубийство и разработки действенных мер их профилактики в наше время не подлежит сомнению как с точки зрения социальной значимости проблемы, так и в свете статистических данных. По последним сводкам Всемирной Организации Здравоохранения в развитых странах самоубийство как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и несчастными случаями в результате дорожно-транспортных происшествий. Причем количество суицидов на земном шаре год от года возрастает, а максимум их в населении приходится на работоспособный возраст. Наверняка у каждого есть родственник, друг или просто знакомый, ушедший из жизни добровольно.
Ежедневно около 1200 обитателей Земли убивают себя и еще семь с половиной тысяч пытаются это сделать. А количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет, увеличилось в два раза.
Не меньший моральный и материальный ущерб обществу наносят и покушения на самоубийство. По отношению к лицам, покушавшимся на свою жизнь, требуется проведение неотложных квалифицированных терапевтических мероприятий, что ведет к дополнительным затратам медицинских сил и средств. В подавляющем большинстве случаев суициденты оказываются нетрудоспособными на тот или иной срок после попытки самоубийства, следствием чего являются прямые экономические убытки для общественного производства. Значительная часть суицидальных попыток осложняется тяжелыми хроническими расстройствами, инвалидизирует больных, выключая их из сферы общественно полезной деятельности. Наконец, нельзя не учитывать того отрицательного влияния, которое оказывают суицидальные попытки на моральное состояние окружающих лиц. Каждый суицидальный акт становится с этой точки зрения специфическим психогенным фактором, временно снижающим уровень оптимизма и активности членов ближайших социальных групп.
Глава 2:
Проводится повторная диагностика и делаются выводы об эффективности проделанной работы (о снижении риска суицидального поведения и форм его проявлений). Разрабатываются рекомендации по дальнейшей коррекции суицидальных проявлений у подростков.
Форма участия других лиц: родители и педагоги на 1 и 4 этапах.
Принципы составления коррекционной программы:
1. Единство коррекции и диагностики.
2. Деятельностный принцип коррекции.
3. Принцип учета возрастных, психологических, индивидуальных особенностей человека.
4. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
5. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
6. Принцип возрастания сложности.
Подробнее содержание занятий представлено в приложении 4.
Рекомендуемая нами программа дает возможность для дальнейшей работы в этом направлении.
Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращения самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении.
Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Неукоснительно соблюдается еще один принцип- подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений.
Службы могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами психотерапии. Главное преимущество в том, что ее основные звенья действуют не автономно, а объединены в систему. Структурные подразделения - «телефон доверия», кабинеты социально-психологической помощи, кризисные стационары имеют преемственную связь и координируются центром.
Цель «телефона доверия»- стремление предложить молодому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления.
Американская ассоциация разработала многоаспектную программу предупреждения юношеских самоубийств, которая содержит следующие направления работы:
1. Специальное обучение педагогов и работников медико-психологических центров.
2. Ограничение доступа к огнестрельному оружию через проведение соответствующих законов.
3. Воспитательно-просветительская работа с представителями средств массовой информации, нацеленная на повышение корректности и взвешенности при освещении темы самоубийств.
4. Выявление и терапевтическая работа с молодежью, относящейся к суицидальной группе риска.
Психологи К. Полеро, М. Делом, предполагая пути профилактики суицида считают, что любой переход к суицидальному акту выявляет психическое страдание, которое следует оценить и по мере возможности вылечить. [51,c.33].
Заключение:
Необходимость углубленного изучения причин самоубийств, покушений на самоубийство и разработки действенных мер их профилактики в настоящее время не подлежит сомнению как с точки зрения социальной значимости проблемы, так и в свете статистических данных.
В данной работе мы попытались изучить возможности диагностики, коррекции и профилактики суицидальности в юношеском возрасте.
Проведенное нами исследование показало справедливость выдвинутой гипотезы, что позволило решить поставленные задачи, в частности, разработать программу коррекции и профилактики суицидального поведения в юношеском возрасте.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Важность разработки диагностических и коррекционных программ применительно к суицидальному поведению в юношеском возрасте обусловлена недостатком и содержательной неоднозначностью имеющихся средств диагностики суицидальности именно в этом возрастном периоде.
2. Проведенный теоретический анализ показал, что на возникновение и развитие суицидальности в юношеском возрасте может оказывать целый спектр неблагоприятных факторов как психологического, так и социального характера.
3. Психологическими корнями проявления суицидальности в поведении являются особенности его темперамента, таки как социальная неустойчивость, импульсивность, низкая стрессоустойчивость, несостоятельность мышления. Одна из главных причин суицидального поведения кроется в дезадаптации личности при наличии суицидального конфликта с окружающим миром и самим собой.