Введение
Человечество постепенно справляется с бедностью и болезнями. Его экономическое благополучие последовательно улучшается (не так быстро, как бы того хотелось, но успехи в этой области всё-таки никак нельзя отри-цать). Политики, вроде бы, научаются договариваться, а точнее, поставлены в такие условия, что не могут не договориться. Коммунально-бытовые во-просы решаются с помощью фантастических подчас достижений современ-ной науки. Даже соматические заболевания - и те, благодаря фармакологии, новым технологиям, экспериментальной медицине и т.п., худо-бедно, посте-пенно сдают свои, казавшиеся незыблемыми, позиции. Иными словами, про-гресс по всем статьям налицо!
Но беда, как известно, всегда приходит оттуда, откуда её никто не ждёт. И действительно, кто решит, что при такой-то политической, экономической и социальной конъюнктуре основной проблемой, с которой человечество столкнётся в самое ближайшее время, окажется проблема психической пато-логии? Никому и в голову не придёт думать подобным образом! А следовало бы... Достаточно взглянуть в лицо фактам, и они заставят нас думать именно в этом направлении.
Более половины новых изобретаемых в мире лекарственных средств - психотропные препараты. Что это значит? Буквально следующее: во-первых, проблема психических расстройств актуальна и актуальности своей терять не желает, во-вторых, решить её пока не удаётся, поскольку, если бы решение было найдено, то в бесконечном изобретении новых психотропных препара-тов не было бы никакой надобности.
Прошедший теперь уже XX век психологи назвали “веком тревоги”, и это оправдано. Войны, социальные потрясения, гонка вооружений, терро-ризм... Но, как ни странно, эти, столь очевидные на первый взгляд причины отнюдь не объясняют лавинообразного роста пограничных психических рас-стройств. Данные, весьма поверхностные, и другие подобного рода воззрения на этиологию неврозов повисают в воздухе, когда мы оцениваем объектив-ные данные. Последние же свидетельствуют, например, о том, что пик забо-леваемости невротическими расстройствами (в особенности депрессивными) приходится на 10-12 год после таких серьёзных социальных катаклизмов, как война, на фоне полного, можно сказать, благополучия! Значит, дело не в ус-ловиях жизни человека, а в каких-то психических механизмах, закономерно-стях функционирования психического, которые действуют вопреки всяким нашим, разумным, как кажется, ожиданиям.
Нам следует серьезно задуматься, поскольку благополучие неумолимо надвигается на человечество, а последствия этого чудовищного благоденст-вия даже страшно себе представить! И совсем не случайно футурологи уже называют нынешний, XXI век - “веком депрессии”, а психиатры настойчиво требуют выделения новых ассигнований на исследование депрессии, преду-преждая: депрессия - “рак XXI века” (последний раз эти требования прозву-чали на Давосском форуме). Исследования, проведённые ВОЗ, утверждают: к 2020 году инвалидизация по причине депрессии выйдет на второе место сре-ди всех прочих человеческих недугов. Самые же пессимистичные прогнозы обещают, что в самом недалёком будущем антидепрессанты более не будут выписываться врачами, перестанут числиться рецептурными препаратами, но станут привычными пищевыми добавками.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются депрес-сивные состояния.
Объектом исследования – подростки.
Цель данной работы – классифицировать и предложить программы про-филактики депрессивных состояний.
Задачами исследования, исходя из цели, являются:
1. представить классификацию депрессивных состояний
2. предложить программы профилактики депрессивных состояний в подростковом возрасте
2.3 Анализ психотерапевтических и психокоррекционных методик
Элементы рациональной психотерапии, имеют место при каждом кон-такте с пациентом. Они основаны на принципах логического анализа состоя-ния, разъяснения его природы, причин, симптоматики, течения и прогноза. Этот неспецифический вид терапии устраняет неопределенность в представ-лениях пациента, способствует уменьшению характерных для психологиче-ского кризиса элементов психического напряжения и тревоги.
Гештальт терапия направлена на коррекцию процессов восприятия, пе-реработки и актуализации информации пациентом в состоянии кризиса. Геш-тальт подход основывается на пяти ключевых понятиях: отношение фигуры и фона, осознание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты, зрелость и ответственность.
Отношение между фигурой и фоном есть одно из важнейших понятий гештальттеории. Процесс саморегуляции организма приводит к формирова-нию фигуры, или гештальта. Значение слова “гештальт” можно определить как специфическую организацию частей, составляющих определенное целое, которую нельзя изменить без ее разрушения. Мы выбираем из фона то, что важно или значимо для нас - это становится гештальтом. В психотерапевти-ческих группах фигурой обычно является то чувство, которое преобладает над всеми остальными. Например, чувства гнева, разочарования, страха легко могут стать фигурами, в то время как остальные компоненты нашего опыта отступают на задний план.
Список литературы
1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: «Академический проект», 1997.
2. Бирюкович П.В., Зелинский С.П., Недбайлова Т.Н. Эндокринные на-рушения при эндогенных психозах.- Киев, 1971.
3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение.- М., 1988.
4. Депрессивные состояния/под. ред. В.Ф. Десятникова и Г.Н. Носачева. - Куйбышев, 1976.
5. Депрессии в амбулаторной и общесоматической практике. Сб. науч. трудов.- М., 1984.
6. Депрессии. Вопросы клиники, психопатологии, терапии.- М., 1970.
7. Десятников В.Ф., Сорокина Т.Т. Скрытая депрессия в практике вра-чей.- Мн., 1981.
8. Клиника, патогенез и диагностика депрессивных состояний/ под. ред. проф. П.Г. Сметанникова.- Л., 1979.
9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
10. Нуллер Ю.Л. Депрессия и деперсонализация.-Л.,1981.
11. Психиатрия/под. ред. В.А. Ромасенко.- М., 1968.
12. Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского А.В. М.: Педагогика, 1987.
13. Ранняя диагностика и прогноз депрессий. Сб. науч.трудов.- М., 1990.
14. Ремшмидт Х.. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы станов-ления личности. М.: Мир, 1994.
15. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., «Питер», 1998.
16. Руководство по психиатрии/под. ред. А.В. Снежневского. - Т.1., М., 1983.
17. Синицкий В.Н. Депрессивные состояния.- Киев,1986.
18. Хломов Д.Н. Гештальт-тренинг в группе подростков: осознавание и социальная ответственность. //Семейная психология и семейная психо-терапия, №2, 1998.
19. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии / Саморазрушающее поведение у подростков, Л., 1991.