Введение:
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования процессов используются финансово – кредитный и ценовой механизмы. Финансово – бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово – бюджетной системы являются налоги. Поэтому они пронизывают все социально – экономические сферы общества.
«Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в государственный и местный бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц в законодательно установленном порядке в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». [5]
Основы действующей в настоящее время налоговой системы России были заложены на рубеже 90 – х гг. Важным шагом на пути к этому явилось принятие в 1998 г. и вступление с 1 января 1999 г. первой части Налогового Кодекса, который определил права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентировал процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила в отношении налогового контроля, установил ответственность за налоговые правонарушения. Он установил перечни налогов, ввел дефиниции и инструменты, необходимые для функционирования налоговой системы. Серьезные изменения в налоговую систему и экономическую жизнь вошли с введением в 2001 г. в действие второй части Кодекса, в которой были охвачены налоги – НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог, налог на прибыль.
Глава 3:
Основы существующей в настоящее время в стране налоговой системы были заложены на рубеже 90 – х годов. Если первоначально российская налоговая система обеспечивала в условиях высокой инфляции и изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов, то со временем все присущие ей недостатки становятся все более заметными, что вызывает недовольство и нарекания со стороны товаропроизводителей, инвесторов, граждан.
Налоговая реформа невозможна путем внесения отдельных изменений в законодательство. Ее цели могут быть достигнуты только с принятием НК РФ как единого, взаимосвязанного и комплексного документа, учитывающего систему налоговых правоотношений.
Проводимая в настоящее время налоговая реформа не предполагает коренной ломки действующей системы налогов и сборов. В рамках ее осуществления должны быть достигнуты следующие цели:
- ослабление общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, продолжения курса на снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчения залоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на хозяйственную деятельность, исключения из механизмов применения налогов и сборов норм, которые искажают их экономическое содержание;
- упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность, унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты налогов и сборов;
- обеспечение стабильности налоговой системы, определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период;
- повышение уровня собираемости налогов и сборов.
Заключение:
Важной «кровеносной артерией» финансово – бюджетной системы являются налоги. Поэтому они пронизывают все социально – экономические сферы общества.
В формировании федерального, регионального и местного бюджетов кроме предприятий различных форм собственности участвуют физические лица, путем внесения обязательных, индивидуальных и безвозмездных платежей, т. е налогов.
Большую роль в формировании местного бюджета играют налоги с физических лиц: налог с доходов физических лиц, налог на имущество, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, транспортный налог.
Удельный вес налоговых доходов в бюджете города составляет, 84,6 – 92,5 %, а удельный вес налогов с физических лиц 42,86 – 46,31 %.
За счет налогов с доходов физических лиц бюджет города формируется на 41,1 – 41,2 %, налога на имущество 0,67 – 0,86 % , налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения 0,09 – 0,10 %, земельного налога с физических лиц 1,00 -1,15 %, транспортного налога 2,50 – 3,00 %.
Сравнивая зарубежный опыт налогообложения налогом на доходы и российский, следует упомянуть о высокой доли налога в доходах бюджета развитых стран. Но для России такая ориентация преждевременна, так как нельзя забывать, что средняя заработная плата в развитых странах на порядок выше, чем в России, и поэтому платежи по налогу на доходы тоже намного выше.