ВВЕДЕНИЕ.
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования процессов используются финансово – кредитный и ценовой механизмы. Финансово – бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово – бюджетной системы являются налоги. Поэтому они пронизывают все социально – экономические сферы общества.
«Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в государственный и местный бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц в законодательно установленном порядке в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». [5]
Основы действующей в настоящее время налоговой системы России были заложены на рубеже 90 – х гг. Важным шагом на пути к этому явилось принятие в 1998 г. и вступление с 1 января 1999 г. первой части Налогового Кодекса, который определил права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентировал процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила в отношении налогового контроля, установил ответственность за налоговые правонарушения. Он установил перечни налогов, ввел дефиниции и инструменты, необходимые для функционирования налоговой системы. Серьезные изменения в налоговую систему и экономическую жизнь вошли с введением в 2001 г. в действие второй части Кодекса, в которой были охвачены налоги – НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог, налог на прибыль.
В формировании федерального, регионального и местного бюджетов кроме предприятий различных форм собственности участвуют физические лица, путем внесения обязательных, индивидуальных и безвозмездных платежей, т. е налогов.
В Российской Федерации, как и в других странах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. В российском законодательстве 90-х гг. XX века эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином - физические лица. В 1992 г. система налогообложения физических лиц существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога - подоходного были отменены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние.
Как и любой другой налог, налог на доходы является одним из рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирования уровня доходов населения и соответственно струк¬туры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.
Цели взимания и основные черты налога на доходы в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:
♦ налог на доходы — это личный налог, т. е. объектом обложения являете не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
♦ налог на доходы в большей степени отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности;
♦ налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
♦ основной способ взимания налога — у источника выплаты
дохода — является достаточно простым и эффективным механизмом контроляза своевременностью перечисления средств в бюджет.
В рыночных условиях формирования экономики нашей страны именно два налога – налог на прибыль и налоги с физических лиц имеют большое значение. Подробно остановимся на втором виде налогов. Объектом наших исследований будут налоги с физических лиц, предметом исследований их роль в формировании бюджета города.
Цель изучения данной проблемы исследований является проведение полного анализа налогов с физических лиц в части формирования местного бюджета.
Задачи исследований:
1) Определить источники доходов городского бюджета;
2) Выявить влияние налогов с физических лиц на формирование местного бюджета.
Исследования будут основаны на изучении литературных источников и статистических данных налоговой инспекции и управления финансов города.
2.2. Анализ формирования и исполнения бюджета города Армавира.
В г. Армавире разработкой бюджета занимается финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Армавире. Финансовое управление осуществляет исполнение краевого бюджета на территориях муниципальных образований, а также на условиях соглашенных с органами местного самоуправления, составлено и исполнение местных бюджетов.
Доходы местных бюджетов, согласно ст.61 БК РФ, формируется за счет местных налогов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, определенных налоговым законодательством РФ. В местный бюджет после уплаты налогов и сборов, поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование:
- осуществления отдельных финансовых полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
- реализации органами местного самоуправления Федеральных законов, и законов Субъектов Федерации;
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений принятых органами государственной власти, приводящих к уменьшению бюджетных доходов лицензионного образования.
В местный бюджет в 2005 г., поступают целиком, следующие налоги:
- налоги на имущество физических лиц, налоги на наследование или дарение,
налог на землю, акцизные сборы и другие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» от 26 ноября 2003 года № 639 – КЗ.
2. Изменения и дополнения № 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56
« По применению закона Российской Федерации « О плате за землю»»
3. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации (части первой и второй). – М.: Проспект, 2004 г.
4. Методические рекомендации по применению главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом МНС РФ от 20 ноября 2000 г. № БГ -3 -08 -/415// Экономика и жизнь.- 2000.- № 50.
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая).- М.:
Проспект, 2004 г.
6. Налоги на имущество физических лиц. – М.: «Ось -89», 2000.- 32 с.
7. Наследование и дарение: Порядок исчисления и уплаты. Льготы. Ставки. Инструкция ГНС РФ № 32.- М.: «Ось -89», 2000.- 32 с. (Инструкция).
8. По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»: Инструкция МНС РФ от 02.ноября 1999 г № 54 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 6, 7 февраля.
9. Приказ МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ – 3 -03 / 415 «Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 « Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
10. Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.: Экономика, 2000 г.
11. Караева Н.В.Налоговое регулирование рыночной экономики.- М.: ЮНИТИ, 2000.
12. Ключевский В.О. Соч.- М.: Мысль, 1989.- Т.YI. – с.159 -160.
13. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. -399с.
14. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 544 с.
15. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.- 444 с.
16. Налоги и налогообложение:Учебник для вузов/Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Спб.: Питер, 2000.
17. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство /Под ред. Е.Н. Евстигнеева.- СПб.: Питер, 2000.
18. Налоговое право: Учебное пособие /Отв.ред. С.Г.Пепеляев. – М.: ФБК – ПРЕСС, 1995.
19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2000.
20. Риккардо Д.Начало политической экономики и податного обложения. Т2
М.: СОЦЭКГИЗ, 1935.- с. 110
21. Соловьев С.М. Собр. соч.- Книга 2.- М.: Мысль, 1988.- с.11160
22. СелезневаН.Н. Налоги и налоговая система России. Схемы, комментарии, тесты, задачи: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2001.
23. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Д.Г. Черника. 2 –е изд.- М.: ЮНИТИ, 2000
24. ЮткинаТ.Ф.Налоги и налогообложение:Учебник – М.: ИНФРА – М,
2002. – 576 с.
25. ЮткинаТ.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.:ИНФРА – М,
2001г.