Введение:
Во всем мире миграция населения признается фактором, способствующим развитию государств, росту их экономического и интеллектуального потенциала. Поэтому многие государства, основываясь преимущественно на экономических соображениях, проводили и проводят политику, стимулирующую приток мигрантов.
Переселение огромных масс людей России советского периода также способствовало экономическому развитию отсталых регионов, и его рассматривали как позитивное явление, которое способствовало развитию и расширению производства, культурному обмену, планомерному территориальному перераспределению населения и т.п.
События постсоветского периода существенно изменили характер миграционных процессов в Российской Федерации. Современная миграция населения приобрела характер вынужденных переселений и представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Кроме этого необходимо помнить, что миграционные потоки неоднородны по этническому и социальному наполнению, по определяющим причинам миграции, по направленности, протяженности в пространстве и во времени.
Массовый приток вынужденных мигрантов на территорию Северного Кавказа привел к обострению социально-экономических проблем, в числе которых необходимо отметить проблемы трудоустройства и повышения цен на жилье, продукты, товары первой необходимости, перегрузки социально-культурной инфраструктуры. Эти процессы порождают социальную напряженность, быстро приобретающую национальную окраску.
Глава 2:
Весьма важной является проблема совершенствования пра¬вовой базы обеспечения основных прав вынужденных мигран¬тов. Правовые меры предупреждения преступности мигрантов создают правовую базу для разработки и применения мер про¬филактики и предусмотренных в соответствующих норматив¬ных актах мер правового воздействия, а также основанных на них мер правового воспитания, непосредственно обеспечиваю¬щих ее предупреждение. К правовым мерам профилактики, преж¬де всего, относится принятие комплекса законов и подзакон¬ных актов, а также изменение уже имеющихся законодатель¬ных актов.
Практика свидетельствует, что процесс принятия законов, которые жизненно необходимы сегодня, может быть затянут на многие годы. Примером тому Уголовный кодекс 1996 года, об¬суждение и принятие которого длилось семь лет. До настоящего времени не приняты такие законы, как: «О борьбе с организо¬ванной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «О крими¬нологической экспертизе», и др.
Не принят и закон «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», который, по мнению авторов его проекта, сыграл бы позитивную роль в оздоровлении крими¬нальной обстановки, в восстановлении системы социальной профилактики. Этот закон, с учетом его рамочного характера, по¬зволил бы разработать нормативные правовые документы, рег¬ламентирующие деятельность по предупреждению преступлений, в том числе и преступности мигрантов, детализируя основные положения Закона.
Заключение:
Таким образом, исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
В научной литературе выделяется множество понятий и видов миграции, выделяемых по самым различным основаниям. Самый криминогенный вид миграции — это вынуж¬денная миграция. Миграционные передвижения населения, которые порождены этническими конфликтами, политическими фактора¬ми, стихийными бедствиями, экологическими причинами и т. п., а также незаконная (нелегальная) миграция, являются наиболее криминогенными.
В процессе изучения взаимосвязи и взаимообусловленнос¬ти миграции и преступности, следует признать их двухстороннюю взаимосвязь, которая имеет как объективные, так и субъектив¬ные особенности.
Особую роль в резком увеличении вынужденной миграции сыграл процесс суверенизации, которому сопутствовали межна¬циональные конфликты и войны, способствующие глобальной по своим масштабам миграции населения. Военные действия между Арменией и Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией, Северной Осетией и Ингушетией, в Чечне, внутри Молдовы, между отдельными кланами в Таджикистане превратили в мигрантов сотни тысяч человек. Только в России, по самым скромным подсчетам, к концу 1992 г. было свыше 460 тыс. беженцев, а по данным независимых экспертов, — более 1 млн. человек, из них более 700 тыс. вынужденных мигрантов.
За период с 1992 по 1996 гг. прирост населения России за счет миграционного обмена с бывшими союзными республика¬ми составил 2,9 млн. человек, что больше, чем в предыдущие 15 лет (на 2,4 млн. человек).
По состоянию на 1 января 1998 г., в Россию прибыло на постоянное место жительства около 7,5 млн. человек, среди них доля русскоязычных — от 70 до 80% (русские, украинцы, бело¬русы, немцы, евреи, а также представители этнических групп, имеющих на территории России свой этнический ареал — тата¬ры, башкиры и др.). Такой стремительный и масштабный рост миграционных потоков не мог остаться незамеченным принима¬ющим населением России.