Введение:
Энергоресурсосбережение является ключевым звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России.
В России каждый процент экономии топлива и энергии может дать 0,35-0,4% прироста национального дохода.
Конечной целью энергоресурсосберегающей политики в ЖКХ служит снижение издержек производства и себестоимости коммунальных услуг и, соответственно, смягчение для населения бремени оплаты этих услуг.
ЖКХ является крупным потребителем топлива и энергии - около 30% потребления энергии России. Вместе с тем, в ЖКХ регионов Российской Федерации имеются значительные резервы экономии электрической и тепловой энергии, а также воды:
- по теплу от 25% до 60%;
- по электроэнергии от 15% до 25%;
- по воде от 20% до 30%.
В целом по России удельное потребление энергоресурсов на одного человека значительно превышает соответствующие показатели европейских стран:
- по теплу - в 2-3 раза;
- по воде - в 1,5-2 раза.
Значительный потенциал экономии и рост стоимости энергоресурсов делают проблему энергоресурсосбережения в ЖКХ весьма актуальной.
На решение этой проблемы и направлена подпрограмма "Энергоресурсосбережение в ЖКХ на 2000-2005 гг." Федеральной целевой программы "Энергосбережение России". Функции государственного заказчика по программе осуществляются Госстроем России.
Основой для разработки и реализации муниципальных программ энергоресурсосбережения должен быть энергоаудит объектов ЖКХ, включающий энергетические обследования, оценку имеющихся резервов экономии и определение технико-экономической эффективности предложенных мероприятий по энергоресурсосбережению.
Данные Методические рекомендации по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве рассчитаны на работников жилищно-коммунального хозяйства и специалистов, занимающихся энергоресурсосбережением в ЖКХ.
Основная часть:
Рис. 19. Составляющие электропотребления насосами сети, работающей на двух потребителей с различным требуемым напором
См. графический объект "Рис. 19. Составляющие электропотребления насосами сети, работающей на двух потребителей с различным требуемым напором"
Рис. 20. Относительные значения в % электронпотребления и удельных затрат электроэнергии на прокачку насосом 12Д-9, мощностью 160 кВт, расходом 900 мЗ/ч, при поддержании дросселированием давления в сети напора 6 ати
См. графический объект "Рис. 20. Относительные значения в % электронпотребления и удельных затрат электроэнергии на прокачку насосом 12Д-9, мощностью 160 кВт, расходом 900 мЗ/ч, при поддержании дросселированием давления в сети напора 6 ати"
Анализ работы систем водоотведения
По системе водоотведения оцениваются:
- фактическая и требуемая производительность канализационных очистных сооружений;
- потери напора при частичном прикрытии задвижек на выходе насосов канализационных станций перекачки;
- аварийность канализационных сетей.
По этим данным оцениваются резервы экономии электроэнергии при ликвидации потерь напора из-за дросселирования на напорных задвижках, а также снижение затрат на аварийно-восстановительные работы при уменьшении числа аварий на 1 км до нормативных значений.
Измерения производятся с помощью переносных расходомеров и датчиков давления с автоматической регистрацией данных.
Технико-экономический анализ энергосберегающих мероприятий
В конечном итоге работа по проведению энергоресурсоаудита должна заканчиваться разработкой программы устранения нерациональных потерь энергии и связанным с этим повышением экономической эффективности работы коммунальных предприятий и объектов. Проводится технико-экономический анализ эффективности предлагаемых мероприятий, определяются сроки окупаемости, разрабатывается очередность их внедрения. Предпочтение отдается тем предложениям, которые имеют небольшие затраты и малые сроки окупаемости.
Перечень рекомендуемых малозатратных мероприятий по энергоресурсосбережению разработан АКХ им. К.Д.Памфилова и утвержден Госстроем России (75).
Как правило, малозатратные организационно-технические мероприятия, наводящие элементарный порядок в энергопользовании, позволяют получить в самый короткий срок экономию до 10-25% энергоресурсов (срок окупаемости - до 3 лет).
Реализация проектов с большими финансовыми затратами и сроками окупаемости переносится на более поздний период и учитывается при планировании капитальных ремонтных работ.
В простейшем случае оценка эффективности применения энергосберегающих проектов проводится по сроку окупаемости инвестиций, необходимых для реализации этих проектов: