Дипломная по теме: Компьютерное общение как феномен современности

Название работы: Компьютерное общение как феномен современности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

95 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ОБЩЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1. Общение как научный феномен 7

1.1.1. Категория общения в психологической науке 7

1.1.1.1. Информационные подходы. 9

1.1.1.2. Интеракциональные подходы. 11

1.1.1.3. Реляционный подход. 14

1.1.2. Структура, функции, основные понятия общения 16

1.1.2.1. Уровневая структура 16

1.1.2.2. Функции общения 17

1.1.2.2.1. Информационно-коммуникативная функция общения 18

1.1.2.2.2. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения 19

1.1.2.2.3. Аффективно-коммуникативная функция общения 19

1.1.2.2.4. Иные функции 19

1.1.2.3. Концептуально-терминологический аппарат 20

1.2. Общение как реализация общественных и межличностных отношений 22

1.2.1. Структура направленности общения. 22

1.2.2. Сравнительная характеристика сторон и видов общения 23

1.2.2.1. Коммуникативная сторона общения как его межличностный компонент 23

1.2.2.2. Общение как взаимодействие (интерактивная общественная сторона общения) 25

1.2.2.3. Общение как восприятие людьми друг друга (межличностно-общественная сторона общения) 28

Выводы по главе 29

ГЛАВА II. КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ 32

2.1. Феноменология компьютерного общения 32

2.1.1. Характеристики компьютерного канала общения 32

2.1.2. Средства виртуального общения и киберсообщества. 37

2.1.2.1. E-MAIL 37

2.1.2.2. Конференция. 39

2.1.2.3. ICQ 40

2.1.2.4. Другие средства компьютерного общения 40

2.1.2.4.1. NetMeeting 40

2.1.2.4.2. Iphone 40

2.1.2.4.3. IRC 41

2.1.2.4.5. Сетевые игры 42

2.1.2.4.6. Виртуальные города и другие места обитания в Сети 44

2.2. Специфика компьютерного общения 45

2.2.1. Идентичность в Интернете 45

2.2.2. Язык общения компьютерщиков 49

2.2.3. Феномен Интернет - зависимости и его анализ 55

2.2.3.1. Понятие и критерии Интернет -зависимости 55

2.2.3.2. Причины Интернет-зависимости 57

Выводы по главе 60

ГЛАВА III. ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБЩЕНИЯ 63

3.1. Функциональные стили 63

3.2. Функционально-прагматические особенности компьютерного общения 73

3.2.1. Прагматические особенности компьютерного общения 73

3.2.2. Правила взаимодействия при функционально-прагматическом аспекте особенности компьютерного общения 75

3.2.3. Прагматико–дискурсивные характеристики 77

Выводы по главе 88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95

Выдержка:

Введение:

В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа прагматических особенностей компьютерного общения.

Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что в наше время фундаментальным достижением информационных технологий стало появление компьютеров, особенно персональных. Важным достижением стала и разработка средств мультимедиа – работы ПК во многих информационных средах: цифровой и текстовой информации, графики, образов, звука и «живого» видео. Наряду с ПК в состав современных новых информационных технологий входят средства связи и телекоммуникаций (в том числе на основе кабельных, световолоконных и спутниковых систем), которые обеспечили принципиальную возможность передачи любой информации на дальние расстояния. Интеграция компьютеров и средств связи привела к созданию самого выдающегося достижения новых информационных технологий - общемировой компьютерной сети Internet. Ее роль не столько техническая, сколько общечеловеческая и гуманитарная - можно смело сказать, что Internet стала социальным явлением, способствующим объединению знаний и интеллекта людей всего мира без их деления государственными, экономическими, социальными и религиозными границами.

Общение является важнейшей категорией науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения является по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Глава 3:

Термин «прагматика» был введен в научный обиход одним из основателей семиотики - общей теории знаков - Ч. Моррисом. Следуя идеям Ч. Пирса, Ч. Моррис разделил семиотику на семантику - учение об отношении знаков к объектам действительности, синтактику - учение об отношениях между знаками, и прагматику - учение об отношении знаков к их интерпретаторам, т.е. к тем, кто пользуется знаковыми системами. Прагматика, таким образом, изучает поведение знаков в реальных процессах коммуникации. «Поскольку интерпретаторами большинства (а может быть, и всех) знаков являются живые организмы, достаточной характеристикой прагматики было бы указание на то, что она имеет дело с биотическими аспектами семиозиса, иначе говоря, со всеми психологическими, биологическими и социологическими явлениями, которые наблюдаются при функционировании знаков» (Моррис, 1983: 63).

Задача прагматики – установить закономерности использования в коммуникации языковых средств для целенаправленного воздействия на адресата.

Основными понятиями прагматики являются субъект (отправитель текста), адресат (получатель текста), предмет коммуникации и коммуникативная установка. Любой акт коммуникации предполагает наличие субъекта и адресата. В основе отбора языковых средств субъектом наряду с задачами номинации лежат и определенные цели – представить предмет коммуникации в нужном для него свете. Совокупность этих целей и представляет собой коммуникативно-прагматическую установку субъекта речи (он может носить и обобщенный, коллективный характер).

Коммуникативно-прагматическая установка – это целенаправленный отбор языковых средств субъектом речи для оказания определенного воздействия на адресата. Прагматическая установка реализуется в речи. В ее основе лежит характер отношений между субъектом и адресатом. Субъект и адресат могут совпадать, быть близкими или расходится в социально-идеологическом, профессиональном или личностном планах. Различным может быть и их отношение к предмету сообщения. В процессе реализации коммуникативной установки языковыми средствами субъект речи учитывает различные факторы, среди которых: объем и характер сведений адресата о предмете коммуникации, обусловленность отношения к предмету его знаниями и убеждениями, различными ценностными критериями, отношение к самому субъекту и др. (Кузнецов, 1991: 20).

Прагматика свойственна текстам разных функциональных стилей. Однако в зависимости от их прагматической направленности коммуникативные установки варьируются от относительно простых (привлечение внимания, аргументация разъяснительного характера) до более сложных по своим целям (убеждение, побуждение к определенным действиям, стремление повлиять на систему ценностей и мировоззрение адресата, как это имеет место в газетно-публицистическом стиле).

Характеризуя конкретные задачи и проблемы прагматических исследований естественных языков, Н.Д.Арутюнова и Е.В. Падучева отмечают, что они, постепенно расширяясь, обнаруживают тенденцию к стиранию границ между лингвистикой и смежными дисциплинами (психологией, социологией и этнографией), с одной стороны, и соседствующими разделами лингвистики (семантикой, риторикой, стилистикой) – с другой. Прагматика отвечает синтетическому подходу к языку (Арутюнова, Падучев, 1984: 4).

Совокупность таких факторов, как связь значения с внеязыковой действительностью, речевой контекст, эксплицитный и имплицитный, коммуникативная установка, связывающая высказывание с меняющимися участниками коммуникации – субъектом речи и ее получателем, фондом их знаний и мнений, ситуацией (местом и временем), в которой осуществляется речевой акт, образует мозаику широко понимаемого контекста, как раз и открывающего вход в прагматику смежных дисциплин и обеспечивающего ей синтезирующую миссию (Арутюнова, Падучева, 1984: 7).

Заключение:

В данной дипломной работе были реализованы следующие цели:

1. Провести теоретический анализ прагматических особенностей компьютерного общения.

2. Провести практическое исследование прагматических особенностей компьютерного общения.

Также были реализованы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Провести вводное рассмотрение общения как феномена индивидуальной жизнедеятельности.

3. Выявить специфику компьютерного общения как феномена современности.

4. Провести исследование прагматических особенностей компьютерного общения.

5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.

Предметом исследования выступала специфика прагматических особенностей компьютерного общения.

Объектом исследования выступали пользователи ПК в процессе компьютерного общения.

И в заключение, подводя итоги и формулируя выводы, необходимо отметить, что категория «общение» является одной из центральных в науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Похожие работы на данную тему