Введение:
В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа прагматических особенностей компьютерного общения.
Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что в наше время фундаментальным достижением информационных технологий стало появление компьютеров, особенно персональных. Важным достижением стала и разработка средств мультимедиа – работы ПК во многих информационных средах: цифровой и текстовой информации, графики, образов, звука и «живого» видео. Наряду с ПК в состав современных новых информационных технологий входят средства связи и телекоммуникаций (в том числе на основе кабельных, световолоконных и спутниковых систем), которые обеспечили принципиальную возможность передачи любой информации на дальние расстояния. Интеграция компьютеров и средств связи привела к созданию самого выдающегося достижения новых информационных технологий - общемировой компьютерной сети Internet. Ее роль не столько техническая, сколько общечеловеческая и гуманитарная - можно смело сказать, что Internet стала социальным явлением, способствующим объединению знаний и интеллекта людей всего мира без их деления государственными, экономическими, социальными и религиозными границами.
Общение является важнейшей категорией науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения является по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.
Глава 3:
Термин «прагматика» был введен в научный обиход одним из основателей семиотики - общей теории знаков - Ч. Моррисом. Следуя идеям Ч. Пирса, Ч. Моррис разделил семиотику на семантику - учение об отношении знаков к объектам действительности, синтактику - учение об отношениях между знаками, и прагматику - учение об отношении знаков к их интерпретаторам, т.е. к тем, кто пользуется знаковыми системами. Прагматика, таким образом, изучает поведение знаков в реальных процессах коммуникации. «Поскольку интерпретаторами большинства (а может быть, и всех) знаков являются живые организмы, достаточной характеристикой прагматики было бы указание на то, что она имеет дело с биотическими аспектами семиозиса, иначе говоря, со всеми психологическими, биологическими и социологическими явлениями, которые наблюдаются при функционировании знаков» (Моррис, 1983: 63).
Задача прагматики – установить закономерности использования в коммуникации языковых средств для целенаправленного воздействия на адресата.
Основными понятиями прагматики являются субъект (отправитель текста), адресат (получатель текста), предмет коммуникации и коммуникативная установка. Любой акт коммуникации предполагает наличие субъекта и адресата. В основе отбора языковых средств субъектом наряду с задачами номинации лежат и определенные цели – представить предмет коммуникации в нужном для него свете. Совокупность этих целей и представляет собой коммуникативно-прагматическую установку субъекта речи (он может носить и обобщенный, коллективный характер).
Коммуникативно-прагматическая установка – это целенаправленный отбор языковых средств субъектом речи для оказания определенного воздействия на адресата. Прагматическая установка реализуется в речи. В ее основе лежит характер отношений между субъектом и адресатом. Субъект и адресат могут совпадать, быть близкими или расходится в социально-идеологическом, профессиональном или личностном планах. Различным может быть и их отношение к предмету сообщения. В процессе реализации коммуникативной установки языковыми средствами субъект речи учитывает различные факторы, среди которых: объем и характер сведений адресата о предмете коммуникации, обусловленность отношения к предмету его знаниями и убеждениями, различными ценностными критериями, отношение к самому субъекту и др. (Кузнецов, 1991: 20).
Прагматика свойственна текстам разных функциональных стилей. Однако в зависимости от их прагматической направленности коммуникативные установки варьируются от относительно простых (привлечение внимания, аргументация разъяснительного характера) до более сложных по своим целям (убеждение, побуждение к определенным действиям, стремление повлиять на систему ценностей и мировоззрение адресата, как это имеет место в газетно-публицистическом стиле).
Характеризуя конкретные задачи и проблемы прагматических исследований естественных языков, Н.Д.Арутюнова и Е.В. Падучева отмечают, что они, постепенно расширяясь, обнаруживают тенденцию к стиранию границ между лингвистикой и смежными дисциплинами (психологией, социологией и этнографией), с одной стороны, и соседствующими разделами лингвистики (семантикой, риторикой, стилистикой) – с другой. Прагматика отвечает синтетическому подходу к языку (Арутюнова, Падучев, 1984: 4).
Совокупность таких факторов, как связь значения с внеязыковой действительностью, речевой контекст, эксплицитный и имплицитный, коммуникативная установка, связывающая высказывание с меняющимися участниками коммуникации – субъектом речи и ее получателем, фондом их знаний и мнений, ситуацией (местом и временем), в которой осуществляется речевой акт, образует мозаику широко понимаемого контекста, как раз и открывающего вход в прагматику смежных дисциплин и обеспечивающего ей синтезирующую миссию (Арутюнова, Падучева, 1984: 7).
Заключение:
В данной дипломной работе были реализованы следующие цели:
1. Провести теоретический анализ прагматических особенностей компьютерного общения.
2. Провести практическое исследование прагматических особенностей компьютерного общения.
Также были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Провести вводное рассмотрение общения как феномена индивидуальной жизнедеятельности.
3. Выявить специфику компьютерного общения как феномена современности.
4. Провести исследование прагматических особенностей компьютерного общения.
5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.
Предметом исследования выступала специфика прагматических особенностей компьютерного общения.
Объектом исследования выступали пользователи ПК в процессе компьютерного общения.
И в заключение, подводя итоги и формулируя выводы, необходимо отметить, что категория «общение» является одной из центральных в науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.