Введение:
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глу-бокие социально- экономические преобразования, происходящие в совре-менном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее мо-лодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастаю-щее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с тремя положениями:
Во-первых, в современном мире маленький человек живет и развива-ется, окруженный множеством разнообразных источников сильного воз-действия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Во-вторых, вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утвер-ждаемых в современном обществе, но и дают представления о последстви-ях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В-третьих, наше общество нуждается в подготовке широко образован-ных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности [12, 5-7].
Так как детский или дошкольный возраст – это особый, самый бла-гоприятный период для закладки и развития многогранных свойств и ка-честв личности, то мне, как будущему методисту - организатору дошколь-ного образования, кажется весьма актуальной тема: «Взаимодействие се-мьи и дошкольных образовательных учреждений в нравственном вос-питании дошкольников».
Глава 2:
Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно можно поделиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить ребенка с неизвестными ему животными. При описании их сравнивают с другими животными.
В ходе беседы можно загадать ребенку загадки.
— Рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе.
— Длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках.
— Долбит дерево длинным носом в красной шапочке.
— У него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный.
— Зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и ост-рые зубы.
Ребенок так же может загадать взрослому загадки о других живот-ных.
Перспективный план приобщения детей - дошкольников к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями.
Восприятие природы.
Занятия:
• Путешествие в мир природы (экскурсия).
• Такая изменчивая природа.
Игры:
Распознавание растений и животных, выявление их характерных признаков.
Деятельность детей в природе:
• Наблюдение за явлениями природы (животные, растения, сезонные изменения).
• Прогулки и игры в разное время года и в разную погоду.
• Экскурсии в разное время года для целенаправленных наблюдений.
• Наблюдение за природой в разных видах деятельности.
• Творческая деятельность (пение и чтение стихов о природе, музыка и инсценировки, рисование, лепка, поделки).
• Беседы об увиденном.
Растительный мир.
Занятия:
• Домашние растения и их признаки.
• Дикие растения и их признаки.
• Растения и их назначение в праздниках (беседа).
Игры:
• Определи домашние и дикие растения по признакам.
• Подбери растения к разным праздникам.
Деятельность детей в природе:
• Посадка цветов для родителей.
• Наблюдение за домашними и дикими растениями и выявление их особенностей и отличий.
• Сбор лечебных трав.
• Плетение венков.
• Сбор гербариев и коллекций, их оформление.
• Высаживание рассады вместе с родителями на садовом участке или возле дома.
Животный мир.
Занятия:
• Домашние животные и их значение для человека.
• Дикие животные и их признаки.
• Животные и праздник (беседа).
Игры:
Заключение:
В моем исследовании решалась одна из наиболее важных проблем современной педагогики – воспитание личности дошкольника посредством нравственных критериев и оценок, управляемое в единстве такими значи-мыми взрослыми, как родители и воспитатели, которые способствуют от-бору и тренировке социально необходимых свойств.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципи-альных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинст-ва личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле. Задачи воспитателей ДОУ – объяснить любящим родителям, что их педагогиче-ская грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разо-браться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Работая над данной проблемой, я выдвинула ряд задач. Определяя исторические и современные предпосылки взаимодействия семьи и ДОУ, раскрывая особенности понятий, составляющих данную тематику, выявляя механизм становления нравственной культуры дошкольника, я пришла к следующим выводам:
1. Одной из важнейших составляющих сотрудничества «детский сад – се-мья» выступает необходимость привития ребенку нравственных навы-ков и привычек, как составляющих нравственного воспитания; нравст-венного сознания, которое возникает и закрепляется в нервной системе ребенка как своеобразный итог всей совокупности нравственных отно-шений и поведения.