Введение:
Совместные концепции развития ребенка, а также региональные под-ходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учрежде-нии предполагают включение отдельных элементов народной в процессе раз-вития ребенка. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала по-требность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предпола-гает глубокое знание традиции и обычаев.
Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образова-тельных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т. д. В российской педагогической науке также активизирова-лись теоретические поиски: возникли концепции "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В. В. Макаева, З.А.Мальковой, Л. Л. Супруновой. Особое внимание данному вопросу уделя-ется в нормативных актах: Закон РФ об Образовании, президентская ини-циатива «Наша новая школа», Федеральный
государственный образовательный стандарт 2009 года начального общего образования.
По утверждениям А.И.Азмольдова, Н.П.Донисюка, А.И.Лазарева, при-общение новых поколений к национальной культуре становится актуальным вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит историче-ски сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится принести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального ли-ца и самобытности
Глава 2:
По результатам эксперимента был проведен уровневый анализ выяв-ленных знаний, отношение к использованию родителями традиций в семей-ном воспитании. Объективными основаниями для уровневой характеристики явились подходы, разработанные нами. Для определения уровней использо-вания родителями народных традиций в семье использовались показатели, учитывающие знание, отношение и использование в практике семейного воспитания.
Высокий уровень характеризует:
? полное представление родителей о традициях и возможностях использования их в семейном воспитании;
? положительное отношение родителей к народным традициям в семейном воспитании;
? приобщение родителями в семейном воспитании народных тра-диций.
Средний уровень:
? недостаточное знание родителей о традициях и возможностях их использования в семейном воспитании;
? нейтральное отношение родителей к использованию народных традиций в семейном воспитании;
? иногда используют традиции в семейном воспитании.
Низкий уровень:
? у родителей отсутствуют знания о народных традициях;
? родители не считают нужным использовать традиций в семейном воспитании;
? народные традиции не используются в семейном воспитании.
Констатирующий эксперимент проводился в ДОУ № 463. Этот экспе-римент охватил 10 родителей. По результатам анкетирования и индивиду-альных бесед провели анализ выявленных знаний, отношение и использова-ние традиций в семье. На основании полученных данных мы распределили родителей по уровням использования народных традиций в семье: высокому, среднему и низкому. Полученные данные представлены в таблице № 1в ра-боте на странице 40.
Анализ количественных данных, приведенных в таблице, позволяет со-отнести их с содержательной характеристикой и сделать следующие выводы:
• к низкому уровню отнесено 4 испытуемых, что составило 49%, ро-дители этой группы не имеют знаний о народных традициях и воз-можностях их использования в условиях семейного воспитания и не считают нужным использовать их в дальнейшем;
• к среднему уровню отнесено 4 родителя, что составило 38%, роди-тели этой группы имеют недостаточно полное знание о народных традициях, к использованию традиций в семейном воспитании от-носятся нейтрально, иногда используют их;
• к высокому уровню отнесено 2 человека, что составило 13% , у ро-дителей имеются полное представление о народных традициях, по-зитивно относятся к возможному использованию в условиях семей-ного воспитания, традиции используются родителями при воспита-нии и развитии ребенка.
Таблица 1
Тема: Результаты опытной работы в констатирующем эксперименте, в %.
Заключение:
Особую роль в становлении личности ребенка специалисты по дошко-льному воспитанию отводят культуре. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интелектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействуют разви-тию индивидуального разнообразия и творчества.
Как доказано по исследованиям Н.П.Денисюка, Д.С.Лихачева, Т.А.Марковой, она создает условия для проявления его социальной активно-сти, ценных отношений к действительности. Благодаря научному исследова-нию национальных корней и традиций, специальной среды, в которой проис-ходит воспитание детей, мы смогли определить и адаптировать к современ-ной социокультурной ситуации этнографические средства, на их основе про-исходит приобщение дошкольников к народным традициям. Приобщение дошкольников к народным традициям возможно только при взаимодействии педагогов и родителей. Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование возможностей на него дома и в дошкольном учреждении – важнейшее условие для полноценного, разностороннего развития ребенка.
Научно-практические результаты исследования отражены в следующих выводах:
1. Среди множества факторов, обуславливающих развитие детей, наи-более мощным выступает культура, которая представляет собой явления, имеющие общие человеческие ценности, где отражается мир внутреннего «я» человека, мир природы, мир социальных явлений, мир предметов. На основе анализа развития этнопедагогических традиций мы определили средства эт-нографической культуры (народные праздники и игры, фольклор), вобрав-шие в себя педагогические сведения, воспитательный опыт народа.
2. Определены уровни усвоения родителями знаний о народных тради-циях и использовании их в семейном воспитании. Только при взаимодейст-вии педагогов и родителей возможно приобщение дошкольников к народным традициям (А.Э.Симановский)
3. Исследованием установлена успешность разработанной программы взаимодействия педагогов и родителей по приобщению дошкольников к на-родным традициям.
Таким образом, результаты исследования дают основание сделать вы-вод о том, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Разработанная программа взаимодействия педагогов дошкольного образова-тельного учреждения и родителей может служить основанием для дальней-ших изысканий проблемы взаимодействия педагогов и родителей по приоб-щению дошкольников к народным традициям.