Дипломная по теме: Специфика церковного раскола ХVII века

Название работы: Специфика церковного раскола ХVII века

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Другое

Страниц:

50 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Патриарх Никон и протопоп Аввакум как контрдиаметрали в процессе церковного раскола 7

1.1. Патриарх Никон как инициатор нововведений 7

1.1.1. Личность патриарха Никона 7

1.1.2. Особенности жизнедеятельности патриарха Никона 13

1.2. Протопоп Аввакум как противник нововведений 15

1.2.1. Личность протопопа Аввакума 15

1.2.2. Специфика жизнедеятельности протопопа Аввакума 19

1.3. Специфика падения Никона 20

Глава II. Специфика церковного раскола ХVII века 24

2.1. Предпосылки и причины реформ 24

2.2. Реформы Никона и раскол церкви. 26

2.2.1. Специфика реформаторской деятельности патриарха Никона 26

2.2.2. Книжная справа в церковной реформе Никона 29

2.3. Многозначность принятия церковной реформы в России 39

2.3.1. Взаимоотношения в диапазоне «За и Против» 39

2.3.2. Феномен старообрядчества 44

Заключение 47

Список литературы 50

Выдержка:

Введение:

Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса о церковном расколе ХVII века в России.

Задачи:

• Провести анализ исторической литературы по данной тематике.

• Рассмотреть патриарха Никона и протопопа Аввакума как контрдиаметрали в процессе церковного раскола

• Проанализировать специфику церковного раскола ХVII века.

Предметом данного исследования является церковный раскол ХVII века.

Объект данного исследования: специфика механизмов и действующих сторон в ходе церковного раскола ХVII века.

Научная новизна данного исследования заключается в целостном и многоаспектном анализе данного феномена в истории России.

Актуальность данной тематики для современной исторической науки обусловлена тем, что Русская Православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.

Глава 2:

Необходимо заметить, что после восшествия на престол царя Алексея Михайловича (1645 г.) ближайшие его друзья и советники принадлежали к сторонникам церковных реформ, для которых дела Церкви и возрождения благочестия имели первостепенное значение. Влияние троих из них было наиболее весомым: это - дядька царя боярин Морозов, царский духовник Стефан Вонифатьев (в будущем главный кандидат на патриаршее место) и Федор Ртищев, личный друг царя. Благодаря их влиянию дело реформы, постоянно наталкивающееся на сопротивление епископата и патриарха, все же продвигалось.

Политика эволюционного исправления книг и обрядов была прервана визитом в 1649 г. Иерусалимского патриарха Паисия. Последний сразу же проникся мыслью русской элиты о создании всемирной православной державы под руководством Московского царя. В речи перед государем Паисий призвал Алексея Михайловича освободить терпящих угнетение христиан «от пленения нечестивых». Но в беседах с передовыми людьми Московской Руси круга царского духовника, протопопа московского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева патриарх высказал мнение о недопустимости введений «новшеств» в русской церкви (двуперстие, сугубая аллилуйя, многогласие и т.д.). В результате в противовес костному патр. Иосифу и подавляющему большинству населения в церкви создался кружок радикальных реформаторов, в число которых вошел и архим. Никон (будущий патриарх). С этого момента дело исправления книг обрело и прочную идеологическую подоплеку и четкие ориентиры - греческую церковь как образец для точного копирования.

Заключение:

Целью данной дипломной работы являлся анализ вопроса о церковном расколе ХVII века в России.

Также в данной дипломной работе были реализованы следующие задачи:

• Провести анализ исторической литературы по данной тематике.

• Рассмотреть патриарха Никона и протопопа Аввакума как контрдиаметрали в процессе церковного раскола

• Проанализировать специфику церковного раскола ХVII века.

Предметом данного исследования являлся церковный раскол ХVII века.

Объектом данного исследования выступала специфика механизмов и действующих сторон в ходе церковного раскола ХVII века.

Научная новизна данного исследования заключалась в целостном и многоаспектном анализе данного феномена в истории России.

И в заключении необходимо сделать некоторые выводы:

В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства - Церковь. Беспорядок обнаружился и в Церкви, которая не смогла выполнить роль «духовного врача», хранителя нравственного здоровья народа. Естественно, что после Смуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Реформу проводили не архиереи, а священники: протопоп Иван Неронов, духовник юного царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, знаменитый Аввакум, патриарх Никон.

В 1652 году Никон стал проводить в жизнь реформу в обрядовой области, совершенно не затрагивая канонической. В феврале 1653 года он приказал во всех московских церквах запретить верующим «творить поклоны» стоя на коленях, допускались только поясные поклоны. Крестное знамение допускалось только троеперстное. Позже патриарх решительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими: было предписано петь «аллилуйя» не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; иначе стало писаться имя Христа - «Иисус» вместо традиционного «Исус». Отдельные слова богослужения были заменены на новые, все богослужебные книги переписывались по греческим образцам, неисправные подлежали исправлению.

Похожие работы на данную тему