Введение:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что поле исследований символического достаточно обширно, это и философские концепции, и социологические теории культурной семиотики, и специфические школы «символического» в культурантропологических исследованиях. Если проводить различие между этими пластами исследования символического, то, в самом общем виде, оно проявляется в том, что в философии культуры акцент делается на необходимости поиска смыслообразующих составляющих бытия человека. Поэтому знаками-символами чаще всего считают те, которые отсылают нас к миру нравственных и эстетических идеалов, мифу, религии, искусству. В то время как, в социологии культуры и культурантропологии, мир символического трактуется более широко, отождествляясь иногда с любыми, достаточно сложными знаковыми системами.
Целью данного дипломного исследования является проведение сравнительного анализа мистических символов Запада и Востока.
Задачи:
Глава 2:
Время и место возникновения системы знаков зодиака точно не установлены. Вероятно, эта система возникла независимым путём в разных регионах Древнего мира. Наблюдения за небом могли привести к введению 12-ти З.З. двояким путём. Во-первых, это приблизительное соотнесение 12-ти лунных месяцев с солнечным годом; во-вторых, соотнесение 12-ти солнечных лет с одним периодом обращения Юпитера. Сакрализация чисел 3, 4 и 12 (3х4) способствовала утверждению этой системы. Весьма вероятно, что корреляция между двумя приведёнными соотношениями (12 месяцев = 1 солнечный год; 12 лет = 1 период Юпитера) явилась одним из основных источников астрологического принципа прогрессий («день символизирует год»).
Известно, что уже в первой половине I тыс. до н.э. многие народы Старого Света использовали календарь с 12-ю месяцами в году. В разных традициях также отмечается соответствие между 12-ю месяцами и годами 12-летнего цикла (т.е. между циклом Солнца и циклом Юпитера). 12-летний цикл называется «большим годом», «царским годом», «годом Юпитера», «сверхгодом». Напр., в Древней Индии существовал параллелизм названий 12 лунных месяцев и 12 лет «сверхгода»: читра и год Читра, вайшакха и год Вайшакха, джьяйштха и год Джьяйштха и т.д.
Следующим шагом было соотнесение периодов времени (месяцев, лет) с участками эклиптики. Такая символическая соотнесённость месяцев с знаков зодиака особенно наглядна в солнечном календаре, созданном в Древнем Египте и лежащем в основе летосчисления Старого Света. Годовой путь Солнца по замкнутому кругу с 12-ю знаками зодиака соотносился с 12-ю месяцами года. В разных традициях каждый из знаков зодиака имел своего стража (хранителя) или повелителя.
Заключение:
Целью данного дипломного исследования выступало проведение сравнительного анализа мистических символов Запада и Востока.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть символизм как свойство культуры.
3. Провести сравнительный анализ мистических символов Запада и Востока.
Предметом исследования выступало проведение сравнительного анализа мистических символов Запада и Востока.
Объектом исследования выступали мистические символы.
По итогам материала была доказана гипотеза о том, что существуют общие для Востока и Запада мистические символы.
И в заключение необходимо отметить, что противоречивость культурантропологического компонента знаково-символической парадигмы не является чем-то уникальным или же результатом временного кризиса методологии исследования.
Противоречива в целом вся знаково-символическая парадигма, возникшая на «стыке» антропологической и аксиологической, вне связи с которыми она утрачивает познавательную определенность. И «философия» символических форм», социология символического, и конкретные культурантрологические исследования вне соотнесенности с особым, ценностным подходом впадают в «предметный релятивизм».
Философия символического превращается в процесс деконструкции, смещения смысловых значений и постоянных метаморфоз символического содержания, утрачивает нравственные ориентиры. В социологии культуры это ведет к неоправданному расширению понятия символического, сведение его контекста к устойчивым структурам массовых коммуникаций, в которых исчезает человеческая личность.