Введение:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что самосознание, во многом формируясь именно в подростково-юношеском возрасте, сохраняется, часто лишь незначительно изменяясь, на всю жизнь. Подростково-юношеский возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма. В подростковом возрасте дети переживают сильные изменения в разных областях. С одной стороны, меняются размеры тела, его формы и внешний вид. В то же время подростки чувствуют изменения в своих познавательных способностях, социальных отношениях, в своем положении в семье и в требованиях, которые предъявляют к ним в школе. Половое созревание влечет за собой определенные психологические перемены. Но главным образом процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки.
Особенно ярко это проявляется у детей с гиперактивностью. Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к подросткам, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Именно поэтому и психологам, и врачам, и родителям бывает трудно определить, проявляет ли ребенок признаки гиперактивности - что требует принятия своевременных мер - либо же ребенок совершенно адекватен.
Глава 2:
Данная методика также направлена на выявление индивидуального уровня развития самосознания. Среди её плюсов можно назвать высокий уровень достоверности результатов, надёжность, доступность в проведении, достаточную лёгкость в анализе результатов, многократную опробированность достоверности результатов.
Результаты
10-20 - неадекватно низкая.
20-30 – низкая.
30-40 – средняя.
40-50 – высокая.
50-55 - неадекватно высокая.(Приложение)
С целью оптимизации взаимоотношений родителей и педагогов с гиперактивными детьми нами была проведена следующая работа:
Работа с гиперактивными детьми.
Кабинет психолога посещают не только учащиеся и их родители. С различными вопросами к психологу обращаются и учителя, и воспитатели. В большинстве своем они прекрасно знают, чему и как учить, но не всегда могут найти контакт с некоторыми учащимися и воспитанниками. Как правило, к ним относятся дети с различными нарушениями эмоциональной сферы: гиперактивные, агрессивные, тревожные, аутичные и др.
Целью данной программы является формирование у педагогов начальной школы и родителей навыков работы с гиперактивными детьми.
Приветствие
Ритуал приветствия может быть таким: каждый из участников группы встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день!.», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д.
Далее проходит обсуждение правил занятия. Их предлагают как ведущий, так и участники. Правила могут быть самыми разными в зависимости от конкретных задач занятия и состава аудитории. (Например: «На занятия приходить без опозданий», «Один говорит, все слушают».)
Правила записываются на стенде или на доске и дополняются по мере необходимости. Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе: без частицы «не». Например, правило «не опаздывать» можно сформулировать так: «приходить вовремя»; «не перебивать» - «один говорит, все слушают»; «не критиковать» - «выступать без критики» и т.д.
Приветствие желательно проводить в быстром темпе, задавая деловой настрой всему занятию.
Теоретический блок 1
Что такое гиперактивность
Выступление ведущего:
Заключение:
Целью данной дипломной работы выступал анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Провести теоретический анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.
3. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.
И в заключение необходимо отметить, что детская гиперактивность - отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью - в социальном поведении и интеллектуальной деятельности - и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития.
В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей.
Подростковый возраст – это проблемный период, для которого характерны резкие смены настроения, противоречащее общепринятым нормам поведение и появление у подростка суицидных мыслей.
Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:
1. философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности;
2. социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности;