Дипломная по теме: Исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков

Название работы: Исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

72 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков 6

1.1. Феномен гиперактивности 6

1.2. Самосознание как психологическая категория 15

1.3. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков 25

Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков 37

2.1. Обоснование исследования 37

2.2. Ход исследования 39

2.1.1. Тест «Самосознание» 39

2.2.2. Методика «Самосознание подростка» 39

2.3. Анализ полученных результатов 52

Заключение 55

Список литературы 57

Приложение 61

Рекомендации учителям для работы с гиперактивными детьми 61

Использованные методики 62

Цифровое предоставление данных 70

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что самосознание, во многом формируясь именно в подростково-юношеском возрасте, сохраняется, часто лишь незначительно изменяясь, на всю жизнь. Подростково-юношеский возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма. В подростковом возрасте дети переживают сильные изменения в разных областях. С одной стороны, меняются размеры тела, его формы и внешний вид. В то же время подростки чувствуют изменения в своих познавательных способностях, социальных отношениях, в своем положении в семье и в требованиях, которые предъявляют к ним в школе. Половое созревание влечет за собой определенные психологические перемены. Но главным образом процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки.

Особенно ярко это проявляется у детей с гиперактивностью. Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к подросткам, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Именно поэтому и психологам, и врачам, и родителям бывает трудно определить, проявляет ли ребенок признаки гиперактивности - что требует принятия своевременных мер - либо же ребенок совершенно адекватен.

Глава 2:

Данная методика также направлена на выявление индивидуального уровня развития самосознания. Среди её плюсов можно назвать высокий уровень достоверности результатов, надёжность, доступность в проведении, достаточную лёгкость в анализе результатов, многократную опробированность достоверности результатов.

Результаты

10-20 - неадекватно низкая.

20-30 – низкая.

30-40 – средняя.

40-50 – высокая.

50-55 - неадекватно высокая.(Приложение)

С целью оптимизации взаимоотношений родителей и педагогов с гиперактивными детьми нами была проведена следующая работа:

Работа с гиперактивными детьми.

Кабинет психолога посещают не только учащиеся и их родители. С различными вопросами к психологу обращаются и учителя, и воспитатели. В большинстве своем они прекрасно знают, чему и как учить, но не всегда могут найти контакт с некоторыми учащимися и воспитанниками. Как правило, к ним относятся дети с различными нарушениями эмоциональной сферы: гиперактивные, агрессивные, тревожные, аутичные и др.

Целью данной программы является формирование у педагогов начальной школы и родителей навыков работы с гиперактивными детьми.

Приветствие

Ритуал приветствия может быть таким: каждый из участников группы встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день!.», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д.

Далее проходит обсуждение правил занятия. Их предлагают как ведущий, так и участники. Правила могут быть самыми разными в зависимости от конкретных задач занятия и состава аудитории. (Например: «На занятия приходить без опозданий», «Один говорит, все слушают».)

Правила записываются на стенде или на доске и дополняются по мере необходимости. Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе: без частицы «не». Например, правило «не опаздывать» можно сформулировать так: «приходить вовремя»; «не перебивать» - «один говорит, все слушают»; «не критиковать» - «выступать без критики» и т.д.

Приветствие желательно проводить в быстром темпе, задавая деловой настрой всему занятию.

Теоретический блок 1

Что такое гиперактивность

Выступление ведущего:

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Провести теоретический анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.

3. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.

И в заключение необходимо отметить, что детская гиперактивность - отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью - в социальном поведении и интеллектуальной деятельности - и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития.

В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей.

Подростковый возраст – это проблемный период, для которого характерны резкие смены настроения, противоречащее общепринятым нормам поведение и появление у подростка суицидных мыслей.

Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:

1. философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности;

2. социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности;

Похожие работы на данную тему