Дипломная по теме: Исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков

Название работы: Исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков 6

1.1. Феномен гиперактивности 6

1.2. Самосознание как психологическая категория 15

1.3. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков 25

Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков 37

2.1. Обоснование исследования 37

2.2. Ход исследования 39

2.1.1. Тест «Самосознание» 39

2.2.2. Методика «Самосознание подростка» 39

2.3. Анализ полученных результатов 52

Заключение 55

Список литературы 57

Приложение 61

Рекомендации учителям для работы с гиперактивными детьми 61

Использованные методики 62

Цифровое предоставление данных 70

Выдержка:

Введение

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что самосознание, во многом формируясь именно в подростково-юношеском возрасте, сохраняется, часто лишь незначительно изменяясь, на всю жизнь. Подростково-юношеский возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма. В подростковом возрасте дети переживают сильные изменения в разных областях. С одной стороны, меняются размеры тела, его формы и внешний вид. В то же время подростки чувствуют изменения в своих познавательных способностях, социальных отношениях, в своем положении в семье и в требованиях, которые предъявляют к ним в школе. Половое созревание влечет за собой определенные психологические перемены. Но главным образом процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки.

Особенно ярко это проявляется у детей с гиперактивностью. Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к подросткам, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Именно поэтому и психологам, и врачам, и родителям бывает трудно определить, проявляет ли ребенок признаки гиперактивности - что требует принятия своевременных мер - либо же ребенок совершенно адекватен. Существуют разные степени гиперактивности: у одних подростков это проходит в мягкой форме, у других имеет самые острые проявления.

В то же время наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются именно фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самосознания, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

И потому крайне важно провести анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.

Целью данной дипломной работы является анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.

Задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Провести теоретический анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.

3. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.

Предмет исследования: анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков.

Объект исследования: младшие подростки с гиперактивностью.

Нами была высказана гипотеза о том, что самосознание гиперактивных подростков можно скорректировать, если будет адаптирован процесс взаимоотношения с ними родителей и педагогов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики исследования:

1. Тест «Самосознание»

2. Методика «Самосознание подростков»

Новизна нашего исследования состоит в том, что в современной психологии практически не проводилось исследований, качественно отражающих данную тематику.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты помогут психологу и педагогу скорректировать свою деятельность с детьми с СДВГ.

Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой из них выдается карточка, на которой перечислены характерные особенности поведения ребенка Участники подгрупп совместно выбираю те из них, которые свойственны гиперактивным детям. Они могут дополнить это список. Таким образом составляется пор трет гиперактивного ребенка. Каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

В подавляющем большинстве случаев отсутствие или слабость самоконтроля обусловлены особенностями нервной системы ребенка: ее слабостью, высокой подвижностью нервных процессов или тем и другим вместе. Эти особенности проявляются в виде чрезвычайной подвижности, импульсивности, быстрой утомляемости, невнимательности. Этот феномен описан в литературе как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Первоначальный запрос может быть следующим.

1. Ребенок постоянно вертится или разговаривает во время урока, регулярно нарушает дисциплину.

2. Ребенок часто «отсутствует» на уроке, то есть не слышит объяснения учителя, не работает вместе с классом.

3. Ребенок демонстрирует безразличие к учебе.

4. Ребенок учится неровно: может выдать прекрасный ответ, а может не подготовиться к уроку. Создается впечатление, что он учится ниже своих возможностей.

5. Ребенок старается, делает уроки, но по письменным контрольным и самостоятельным всегда получает «2».

У этих нарушений могут быть разные причины. Но все они так или иначе связаны с проблемой произвольной регуляции деятельности. Главным методом диагностики СДВГ является экспертная оценка поведенческих проявлений ребенка по специальным критериям. В качестве экспертов могут выступать родители и/или учителя. Данные, полученные от экспертов, дополняются наблюдениями психолога и результатами его беседы с ребенком на первом этапе консультирования.

Список литературы

1. Абрамова Г.С.. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы детского самосознания. М., 2001.

3. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания (гиперактивности) // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3.

4. Бернс Р.В. Развитие Я – концепции и воспитание. – М., 1986.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1999.

6. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1979.

7. Брязгунов И.П., Касаткина Е.В. Современное состояние вопроса о лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) // Детский доктор. - 1999. - № 5. - С.21-23.

8. Возрастная психология. Л.Ф. Обухова. – М., 1996.

9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: МГУ, 1974. - 99 с.

10. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией // Дефектология. - 1983. - № 4.

11. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.

12. Грейс Крайг « Психология развития» 7-е международное издание. М., 2001.

13. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М., 2004.

14. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. - 2001. - №3. - С.22-25.

15. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Свечников В.В. Исследование зрительного внимания младших школьников с помощью компьютерного метода // Образование и информатика. - 1997.

16. Детство и общество в современной России: проблемы и перспективы // Информ. бюллетень. М., 1999.

17. Джемс У. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

18. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.

19. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - 1996. - № 3. - С. 72-74.

20. Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование. - Л., 1985.

21. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» Москва «ВЛАДОС» 1996.

22. Журнал «Знание – сила» №10, М., 2001.

23. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

24. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-Пресс, 2001.

25. Заваденко Н.Н. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей: Автореф. дис.... докт. мед. наук. - М., 1999. - 34 с.

26. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. - 2002. - № 3.

27. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания как при¬чина школьной дезадаптации // Школа здоровья, № 1, 1994.

28. Зинченко. Как построить своё «Я». – М., 1991.

29. Касатикова Е.В., Ларионов Н.П., Брязгунов И.П. Исследование распространенности показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников // Педиатрия. - 1999. - № 5.

30. Кваде В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки старшего школьника // Вопросы психологии. 2001.

31. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1999.

32. Кон И.С. В поисках себя. – М, 1984.

33. Кон И.С. Открытие «Я» - М., 1978.

34. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

35. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. - СПб., 2005.

36. Кучма В. Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М., 1994.

37. Лeйтc H. С. Умственные способности и возраст. М„ 2001.

38. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.,1991.

39. Московкина А.Г. Как помочь ребенку с нарушением внимания // Дефектология. - 2000. - №2.

40. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.

41. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.

42. Немов Р.С. Психология. – М., 2000.

43. Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1972. - №1.

44. Платонова А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников 6-8 лет: Автореф. … дис. канд. мед. наук. - М., 1996. - 22 с.

45. Психология возрастных кризисов. – К.Н. Поливанова. – М., 2000.

46. Психология развития. // Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

47. Райс Ф. Психология подростково-юношеского и юношеского возраста. СПб., 2000.

48. Реан А.А., Коломенский. Социальная педагогическая психология. – Петербург «Питер», 1999.

49. Ремшмидт X. Подростково-юношеский и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.

50. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Если ребенок невнимателен // Обруч № 5,1998.

51. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания. - М., 1996.

52. Усанова О.Н. Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. - М., 1985.

53. Шевченко Ю.С. Коррекция поведе¬ния детей с гиперактивностью и психопатоподбным синдромом. М., 1999.

Похожие работы на данную тему