Введение:
Актуальность данной работы заключается в том, что все более широкое распространение психодиагностических методик, которые дают возможность объективизировать и количественно оценить психические явления, вызвано необходимостью дополнить и уточ-нить клинические методы, оценки психического состояния приме-нительно к задачам психологических и психиатрических исследова-ний. Одним из путей решения этих задач может быть разработка и применение психодиагностических тестов, позволяющих оценить особенности личности и актуального психического состояния иссле-дуемого путем сравнения этих особенностей с ранее установленны-ми психологическими стандартами. Психодиагностические методи-ки не могут претендовать на роль единственного способа изучения психического состояния, но они могут иметь существенное значение для получения более полных и объективных данных, необходимых при решении вопросов, связанных с диагностикой, прогнозом, раз-работкой системы коррекции психического состояния и реабилита-ции. Диагностическая ценность метода будет при этом определяться уровнем предварительной исследовательской работы (которая обес-печивает адекватность тестового материала, достоверность исполь-зуемых стандартов и валидность), объемом исследуемых психологи-ческих характеристик и значимостью этих характеристик для реше-ния стоящих перед исследователем задач, накопленным опытом применения теста. Чем шире объем параметров, оцениваемых с по-мощью теста, и круг вопросов, для решения которых могут быть ис-пользованы полученные данные, чем больше опыт его применения в различных областях, тем больше универсальность теста, тем более широкое распространение он может получить.
Глава 4:
Обработка результатов опроса производится путем последова-тельного наложения ключей, каждый из которых соответствует той или иной шкале профиля (или дополнительной шкале). Ключи де-лаются из профильного листа, на котором выделены значимые отве-ты, подлежащие обсчету. При этом вырезаются соответствующие «окошки» – выше номера, если значимый ответ «Верно», ниже но-мера, если ответ «Неверно»; каждый ключ последовательно накла-дывается на заполненный профильный лист и просвечивающие че-рез вырезанные окошечки крестики, проставленные испытуемым, подсчитываются. В дальнейшем эти результаты называются сырыми баллами. Шкал профиля – тринадцать: 3 шкалы достоверности и 10 базисных шкал. После коррекции сырых баллов определенными до-лями шкалы коррекции К получаются стандартные баллы Т.
В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, большинству базисных шкал методики даны новые на-звания, соответствующие их психологической сущности, соответст-венно: 1-я шкала – шкала невротического сверхконтроля, 2-я – пес-симистичности, 3-я – эмоциональной лабильности, 4-я – импульсив-ности,
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ
6-я – ригидности, 7-я – тревожности, 8-я – индавидуалистич-ности, 9-я – оптимистичности. Не изменились названия двух шкал: 5-й – шкала «мужественности-женственности» и 0-й – шкала соци-альной интроверсии. Что касается почти двухсот дополнительных шкал, не входящих в построение личностного профиля, то после рестандарти-зации их названия не менялись. Эти шкалы, по сравне-нию со шкалами базового профиля, намного проще интерпретиру-ются, в основном их суть отражает само название каждой шкалы. Они разрабатывались разными авторами в связи с разными приклад-ными проблемами и могут использоваться в дополнение к шкалам базового профиля. Что касается базисных шкал, то они формируют целостный личностный профиль, отражающий портрет личности во всей его сложности и разнообразии. Что касается дополнительных шкал, то каждая из них лишь добавляет к этому портрету какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через личностный об-раз, может приобретать то или иное звучание. Ряд дополнительных шкал направлен на уточнение того, насколько связаны с отклонени-ем от нормы некоторые показатели, свидетельствующие об эмоцио-нальном напряжении. Они помогают разобраться в сложной про-блеме: являются ли обнаруженные отклонения признаком выражен-ного стресса или психической патологии.
Заключение:
Суммируя результаты проделанной работы о методике много-стороннего исследования личности, следует сказать, что создание психодиагностического метода на базе зарубежного теста должно включать в себя ряд необходимых этапов:
• разработку варианта текста и инструкции, учитывающих лин-гвистические и культурные различия между страной, в которой создавался тест, и страной, для которой разрабатывается моди-фицированная методика;
• создания нового стандарта на основе исследования стратифици-рованной выборки, репрезентативно представляющей популярно;
• проверку валидности методики.
Тщательное соблюдение этих условий приобретает особое значение при разработке методики, пригодной для применения в но-вых условиях, на базе теста, созданного в стране с существенно от-личающимися социально-экономическими условиями. Необходи-мость первого этапа работы иллюстрируется приведенными данны-ми об изменениях в процессе предварительных исследований конст-рукции и содержания входящих в тест утверждений. Значение вто-рого этапа подтверждается тем фактом, что стандарт, рассчитанный для всех основных и оценочных шкал методики многостороннего исследования личности, существенно отличается от стандарта, ис-пользуемого в оригинальном тесте ММРI. Эти различия влияют не только на количественные значения исследуемых параметров, но и на отношение уровня профиля на каждой из шкал, к среднему уров-ню профиля и соседним шкалам. В связи с этим различия стандарта влияют на пики профиля, имеющие наибольшее значение для ин-терпретации полученного результата.