Введение:
До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности, предотвратить негативные проявления личности ( тревожность, агрессивность, неврозы и т.д)
Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи (Николаева Е.И., Безруких М.М., Айрапетянц В.А.), невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.
Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости ребенка является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.
Глава 2:
Исходя из вышеизложенной гипотезы, проведенное исследование было спланировано следующим образом:
1 этап – выявление преобладания леворукости у учащихся 1-х классов;
2 этап – изучение особенностей адаптации леворуких детей к обучению в школе;
3 этап – исследование уровня тревожности леворуких детей как одного из факторов дезадаптации;
3 этап – анализ, обработка, интерпретация итогов исследования;
4 этап – выявление закономерности между преобладанием леворукости и проявлением таких личностных характеристик младших школьников, как дезадаптация вследствие повышенного уровня тревожности ;
5. этап – разработка рекомендаций для педагогов и родителей по оптимизации процесса вхождения леворуких детей в школьную жизнь.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24». В исследовании приняли участие учащиеся 1-х классов в количестве в количестве 40 человек. В ходе эмпирического исследования были использованы диагностические пробы для определения ведущей руки, предлагаемые Николаевой Е.Н, анкета Лускановой для изучения адаптации и тест школьной тревожности Р.Тэммл, М.Дорки и В, Амен.
Для изучения процесса адаптации первоклассников к процессу обучения в школе, как уже отмечалось выше, была предложена анкета Лускановой (приложение 2).
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
• нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
• ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Заключение:
Сколько левшей на Земле точно не знает никто. Но по имеющимся на этот счет данным, их около 15% населения планеты.
Некоторые ученые считают, что каждый пятый человек с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей являются скрытыми левшами, т.е. могут одинаково ловко работать обеими руками, но предпочтение почему-то отдают правой. Вот и получается, что настоящих стопроцентных правшей вовсе не подавляющее большинство, как могло бы показаться на первый взгляд, а только около половины.
В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Но наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария не равнозначны. Ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое субдоминантным (т.е. подчиненным). У правшей левое полушарие является доминантным. Оно играет основную роль в выполнении психических функция, связанных с речью: оперирование словесно-знаковой информацией; осуществление мыслительных логических операций (чтение текстов, построение строгих и точных конструкций). Правое полушарие – доминантное для левшей - отвечает за оперирование образами, "заведует" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Полушария различаются стратегией переработки информации. Левое - последовательная, детальная обработка информации. Правое - целостное восприятие предмета/явления и оно способно осуществлять обработку большого количества параметров объекта.
В образовательном процессе левому полушарию уделяется главное внимание; правое, более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно “забито” более сильным.