Введение
До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности, предотвратить негативные проявления личности ( тревожность, агрессивность, неврозы и т.д)
Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи (Николаева Е.И., Безруких М.М., Айрапетянц В.А.), невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.
Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости ребенка является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.
В деятельности леворукого ребенка особенности орга¬низации его познавательной сферы могут иметь следую¬щие проявления:
1. Сниженная способность зрительно-двигательных координации
2. Недостатки пространственного восприятия и зри¬тельной памяти, трудности при анализе пространствен¬ных соотношений
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния леворукости на адаптацию детей к их обучению в школе.
2.1 Методы диагностики леворукости.
Предлагаемый набор диагностических проб позволяет педагогу или ро¬дителю оценить преимущество левой или правой стороны в сенсорной и моторной сфере. Пробы подобраны таким обра¬зом, чтобы учитывать как генетический, так и социальный аспекты асимметрии. Кроме того, представление о многофак¬торности понятий «рукость» и «ногость» требует применения проб, учитывающих активность различных групп мышц, а также совместную работу обоих конечностей. Пробы следует проводить индивидуально, в любой последовательности, воз¬можно сочетая их для выявления разных ведущих показателей. Желательно, чтобы рядом с ребенком при этом не было других детей, которые запоминали бы последовательность и способ выполнения проб.
Каждую пробу выполняют три раза, но не подряд, а в разбивку между другими пробами. В том случае, если все три раза ребенок выполняет действия одинаково, делается вывод на основании трех проб. Однако часто леворукие дети и амбидекстры меняют сторону. В этом случае необходимо убе¬диться, является ли проба «левой» или «симметричной»: то есть ребенок предпочитает левую сторону («левая» проба) или ему все равно, какую сторону использовать («симметричная»). При подобной неопределенности число проб можно увели¬чить до 4—6. Если больше выборов будет на левой стороне, то делается вывод о левостороннем выполнении пробы, если сторона будет меняться от пробы к пробе, то делается вывод о симметричном ее исполнении.
Оценка типа профиля производится только у тех детей, у которых не зафиксировано серьезных травм конечности или исследуемых органов чувств. При наличии подобных травм точность определения профиля резко падает.
Библиография
1. Агафонова И.Н. // Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
2. Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003, №3
3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991.
4. Безруких М.М. // Прописи для леворуких детей. – М., 1997.
5. Безруких М.М., Князева М.Г. // Если ваш ребенок левша. М., 1994.
6. Безруких М.М.. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.:Вентана-Граф, 2001. - 64 с.: ил. - (Готовимся к школе).
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998
8. Брагинский В. Почему левша талантлив? // Будь здоров! №2, 2000 г.
9. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 – 189 с.
10. Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М.,1989 г.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М, изд-во МГОПУ АНОО НОУ. 1999
12. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.
13. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
14. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Под редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
15. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. // М.: Книга, 1994
16. Ефремов К. Левый-правый мозг. // Знание-сила №8, 2002 г
17. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
18. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
19. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
20. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977 - 278 с.
21. Майская А. Ребенок-левша. Как достичь гармонии с "правым" миром М.: 2006 г
22. Макарьев И. Если ваш ребенок левша Издательство: Лань, 1995 г.
23. Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диаг¬ностика и коррекция младших школьников. – М., 1994.
24. Мой ребенок - левша. Наш малыш №10, 2001 г
25. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. – СПб.: “Детство-пресс», 2005
26. Обухова. Л.Ф. Детство как предмет психологического исследования М., Тривола, 1995
27. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.