Введение:
Актуальность темы. Проблема самоопределения сегодня приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к выпускнику средней общеобразовательной школы особые требования. Осознание данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ними – наиболее существенные характеристики определившейся личности. В понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определённую позицию.
Старший подростковый возраст – период, в который происходят наиболее значительные изменения в психике. Именно в данное время самоопределение становится аффективным центром жизненной ситуации молодых людей. Личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, задаёт личностно-значимую ориентацию на достижение определённого уровня в системе социальных отношений, на основе чего вырабатываются требования к определённой профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение.
Глава 3:
В сфере семейной жизни наиболее значимыми являются собственный престиж, социальные контакты, креативность (по 0,87) и развитие себя (0,65). Ценность собственного престижа в сфере семейной жизни означает стремление строить так свою семейную жизнь, чтобы обеспечить признание со стороны окружающих, заинтересованность в мнении о различных аспектах своей семейной жизни. Ценность социальных контактов означает стремление к определенной структуре взаимоотношений в семье, к тому, чтобы каждый член семьи, занимал какую-либо социальную позицию и выполнял строго определенные функции. Ценятся активные словесные методы воспитания детей и взаимодействия с целью взаимопонимания между членами семьи. Креативность означает стремление ко всякого рода изменениям в своей семейной жизни и внесению в нее чего-то нового. Такие люди стараются разнообразить и жизнь своей семьи (сменить обстановку в квартире, придумать вид семейного отдыха и т. п.). Развитие себя в сфере семейной жизни означает стремление изменять к лучшему различные особенности своего характера, своей личности в семейной жизни, заинтересованность в информации и оценке своих личных особенностей.
В силу ограниченности объёма мы не будем вдаваться в дальнейший анализ интеркорреляционной зависимости. Все интеркорреляционные зависимости можно увидеть в приложении 14. Уделим внимание некоторым другим зависимостям. В приложении 15 показана зависимость между ценностями старшеклассников и типом выбираемой профессии. Так, оказалось, что положительная корреляция наблюдается между профессиями «Человек-природа», «Человек – техника», «Человек-знаковая система» и «Человек – художественный образ» с такими жизненными ценностями, как достижения, сохранение собственной индивидуальности и материальное положение. «Сохранение собственной индивидуальности» может в данном случае означать, что старшеклассники склонны выбирать данные профессии из-за стремления посредством своей профдеятельности «выделяться из толпы». Такие люди стараются иметь работу или профессию, которая могла бы подчеркнуть индивидуальное своеобразие и неповторимость (например, выбрать необычную, редкую профессию). Ценность «достижения» отрицательно коррелирует с профессиями типа «человек-человек», что может свидетельствовать о том, что старшеклассников очень привлекает сам процесс работы в этой сфере, не особо интересуют собственные достижения. Также профессии типа «Человек-человек» выбирают старшеклассники, у которых выражены такие ценности как развитие себя и духовная удовлетворённость, т.е. стремление к глубокому взаимопониманию с людьми, духовной близости с ними, а также стремление изменять к лучшему различные особенности своего характера, своей личности.
Заключение:
Теоретический анализ позволил нам сделать вывод о том, что необходимость возникновения потребности в самоопределении обоснована логикой личностного и социального развития подростка. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны, прежде всего, с особенностями развития самосознания в этот период. В основе феномена подросткового самосознания лежит становление психосоциальной идентичности
В основе самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла собственного существования. Личностное самоопределение задаёт личностно значимую ориентацию на достижение определённого уровня в системе социальных отношений, то есть задаёт социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования в профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение - это процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Условием эффективности профессионального самоопределения является возможность взаимодополнения информации о всём спектре возможных профессиональных ролей и информации индивида о его способностях, возможностях, опыте, т.е. можно говорить о тесной связи между психологическими качествами личности и её профессиональным самоопределением.