Введение
Актуальность темы. Проблема самоопределения сегодня приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к выпускнику средней общеобразовательной школы особые требования. Осознание данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ними – наиболее существенные характеристики определившейся личности. В понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определённую позицию.
Старший подростковый возраст – период, в который происходят наиболее значительные изменения в психике. Именно в данное время самоопределение становится аффективным центром жизненной ситуации молодых людей. Личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, задаёт личностно-значимую ориентацию на достижение определённого уровня в системе социальных отношений, на основе чего вырабатываются требования к определённой профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение.
При этом, с одной стороны, на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают личностные особенности, с другой – само формирование личности в значительной степени происходит в ходе профессионального самоопределения. Именно поэтому изучение становления личностного и профессионального самоопределения в подростковом возрасте является актуальным.
Степень разработанности проблемы. Проблемами личностного и профессионального самоопределения занимались многие учёные. В отечественной психологии накоплен немалый опыт в области теории по данной проблематике.. Различные аспекту личностного самоопределения рассматривались в трудах С.Л. Рубинштейна, Н.А. Абульхановой-Славской, Р.М. Гинзбурга, Л.И. Божович. и др. Проблемы профессионального самоопределения освещены в ряботах Е.А, Климова, П.А. Шавира, Б.А. Федоришина, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др. Однако, до сих пор остаётся много проблем в определении формальной структуры и половозрастной специфики личностного и профессионального самоопределения, соотношения личностного и профессионального самоопределения.
2.4. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников
Многие аспекты формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению стали предметом исследований, проводящихся под руководством Е.А.Климова, О.А. Конопкина, Е.А. Федоришина, Д.И. Фелъдштейна и других. В психологии готовность рассматривается как психическое сос¬тояние. Как известно, понятие "установка" в психологии начало употребляться как показатель го¬товности к различным формам направленного реагирования: моторная установка, сенсорная установка и т.д. В современной психологии установка изучается в связи с общей активизацией организма, как состояние предшествующее поведению. Психологическая го¬товность к определенной форме реагирования формируется под влия¬нием определенных внешних и внутренних условий, осознанного или неосознанного восприятия информации, это может быть и сама дея¬тельность и готовность к деятельности, действию.
А.Г. Асмолов выделяет три вида установки: смысловую, целевую и операциональную. [4] Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения лич¬ностного смысла в виде готовности к совершению деятельности. Це¬левая установка определяет устойчивость действия и появляется в тенденции к завершению прерванных действий. Операциональная уста¬новка жестко предопределяет развертывание способов осуществления действий. К операциональным компонентам психологической готовнос¬ти к профессиональному самоопределению относятся: вся система ба¬зисных и профессиональных знаний, умений, интеллектуальных функ¬ций, а к личностным компонентам - направленность на труд, особен¬ности мотивов и интересов к нему, система привычек и отношений, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значи¬мые качества личности". [57; 54-66]
Библиография
Монографии и учебная литература
1. Абульханова – Славская И.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 299с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на- Дону, 1998. - 448с.
3. Адлер А. Индивидуальная психология. /П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 - 60 гг. XX века. (Тексты). - М.,
1986.- с.131-140.
4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979. - 143с.
5. Басимов М.М. Типология личности и профессиональной среды Дж.Холланда. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1998.- 89c.
6. Блонский П.П. Психология младшего школьника. / П.П. Блонский; Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.- 574с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 464 с.
8. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. – М., 1995.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1984.
10. Горбатенко Т.М. Взаимовлияние профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений. – М., 1985.
11. Жизненный путь личности. // ред. Сохань Л.В. – Киев., 1987.
12. Климов Е.А. Путь в профессию. – Л., 1974. – 190с.
13. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995. – С.52.
14. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978. – 365с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
17. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984.
18. Кухарчук А.М., Центипер А.В. Профессиональное самоопределение учащихся. – Минск, 1976. – 127с.
19. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. – М., 1983.
21. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. // Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2001.- 479c.
22. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. – М., 1982.
23. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М., 1966. – 382с.
24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.
25. Психологические проблемы самореализации личности. /ред. Л.А. Коростышева, А.А.Крылова. – СПб., 1997.
26. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. – М., 1980. – 150с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
28. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. – Свердловск, 1986. – 142с.
29. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Руководство. - Ярославль: Содействие, 1991. - 19с.
30. Стиль жизни личности. / Под ред. Сохань Л.В. – Киев, 1982.
31. Тейлор Ф.В. Научные основы организации промышленных предприятий. – М., 1916.
32. Теплов В.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
33. Теплов В.М. Избранные труды. Т.1,2. – М., 1985. – 328; 358с.
34. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.
35. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
36. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990.
37. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Прогресс, 1996.