Введение:
Юность – время перехода к взрослости. Исследуемый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий перелом в психике подростка обусловливает исключительную сложность и противоречивость этого периода, причём противоречивый характер проявляется в физическом, в психосексуальном развитии, в развитии интеллекта, а также в социальном развитии подростка. На этот период, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания и мировоззрения.
Юноши и девушки задумываются над вопросами нравственности с точки зрения собственного самоопределения, в связи с началом поры любви и установлением межличностных взаимоотношений с людьми противоположного пола. В ранней юности вся система взаимоотношений становится сложнее: со сверстниками они классифицируются как товарищеские и дружеские, а отношения с взрослыми – как личные и деловые. Межличностное общение, в которое включаются юноши и девушки, теряет непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращается в отношения, которые внешне и внутренне становятся похожи на отношения между взрослыми людьми. Опыт, полученный в межличностном общении, оказывает существенное влияние не только на становление личности, и на коммуникативный опыт, но и на успешность будущей семейной жизни.
Глава 2:
Целью исследования было выявить взаимосвязь между типом акцентуации и мотивами общения. В результате исследования установлен следующий факт: наиболее часто актуализируемыми мотивами у старшеклассников являются – оказать моральную поддержку, похвастаться успехами. Кроме того, для юношей актуальны такие мотивы как – получить совет, а у девушек – развлечь собеседника следовательно у мальчиков пассивная, а у девочек активная позиция. Девочки выполняют роль взрослого, поучающего, а мальчики выступают в роли ребенка. Это еще раз подтверждает, что в поведении в девочек проявляются более взрослые тенденции. Наиболее обсуждаемая тема среди подростков “о собственных успехах”, затем “интересы”, “хобби”. Среди юношей и девушек нет различий в выборе собеседника, так “о здоровье”, “о своих успехах” выбираются в собеседники родители, тема “интересы, хобби” обсуждается с друзьями, “дружба, любовь”, “о неудачах”. Есть разница в выборе собеседника при общении на тему “дела, учеба, работа”: девушки предпочитают в собеседники родителей, а юноши – друзей. Т.к. девочки более ориентированы на взрослых, для них мнение взрослых становится более значимо, а мальчики ориентируются на референтную группу сверстников Обращает на себя внимание факт различия полимотивации общения юношей и девушек. Так общение у мальчиков является более полимотивированным, чем общение у девочек. Девочки быстрее делают выбор, у них сужается круг интересов, у мальчиков более широкий круг контактов.
Из этого можно сделать вывод, что в мотивации общения большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости.
Заключение:
Итак, в результате исследования проблемы акцентуации подросткового возраста мы пришли к следующим выводам.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Выделяются следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
В работе были рассмотрены также особенности подросткового периода, в результате чего были сделаны некоторые выводы.
Юношеский возраст может быть определён как период взросления - между детством и взрослой жизнью. Характерной чертой юношеского возраста по А.Фрейд является психическая неуравновешенность. Также А.Фрейд акцентировала значение психических влечений и потребностей. По мнению Эриксона основной потребностью подростка является обретение личной идентичности.