Введение:
Современная действительность поставила под сомнение официальную гарантированность каждому благополучия, счастья в личной и общественной жизни. Меняются на глазах ценностные ориентиры, социальная роль брака и семьи. Особенно это отражается на представителях юного возраста, поскольку путь юношеского развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряжённый с неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Поток информации с телеэкранов, в печати, с различной видеопродукции стимулирует нездоровый интерес подростков к проституции, порнографии и другим негативным явлениям, возрастает число абортов, венерических заболеваний. Изучение психологических особенностей подросткового возраста, в частности, его психологической готовности ко вступлению в брак, поможет правильно разработать программу обучения старших классов психологии семьи, нравственно-полового воспитания, чтобы к окончанию школы сформировать у подростков эстетические и моральные нормы полового поведения, помочь подготовиться к будущей роли мужа и отца, жены и матери.
Глава 3:
В частности для подготовки подростков к браку необходима программа, включающая в себя следующие вопросы: сущность брака в современном обществе;многоаспектность готовности к вступлению в брак (взаимосвязь физиолого-гигиенической, экономической, общесоциальной, этической, психологической, правовой готовности к брачным отношениям); необходимость сочетания половой зрелости, социальной и этико-психологической готовности личности к брачно-семейным отношениям. Программа по социальной подготовке подростков ко вступлению в брак должна обеспечить осознание общественной сущности брачно-семейных отношений, общественной и личностной зависимости суверенитета семьи, её основных функций и ценностей, социальных ролей супругов и родителей, осознание добровольности и равноправности брачного союза мужчины и женщины, ознакомление с важнейшими положениями семейного права, знание юридических обязанностей супругов друг к другу, к детям, к обществу. Завершение образования, приобретение профессии, начало трудовой деятельности, гражданская зрелость, напрсвленность личности на семью - важнейшие показатели готовности к созданию семьи.
Этико-психологическая подготовка подростка ко втуплению в брак должна фрмировать для семейной жизни нравственнве качества, такие как: равноправное отношение к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, к старшим и младшим, потребности в продолжении рода и в воспитании детей, ответственности, верности, честности, доброты, гуманности, чувства долга перед семьёй, детьми.
Заключение:
Готовность ко всуплению в брак определяется взаимосвязью нескольких аспектов: физиолого-гигиеническим, экономическим, общесоциальным, этическим, психологическим, правовым и педагогическим. Физическая зрелость вступающих в брак является важной предпосылкой создания крепкой семьи, необходимо сочетание половой зрелости, социальной и этико-психологической готовности личности к брачно-семейным отношениям.
Для готовности к браку необходима сформированность представлений о себе как о личности, поэтому нами было уделено внимание изучению психологических особенностей подросткового возраста именно с позиции социально-психологической, где главными понятиями в анализе являются социализация и роль, а также подходу Эриксона, согласно которому биолгическое созревание и биологические побуждения взаимодействуют с социальными ролями, ожиданиями и требованиями. Особое место отводится формирования идентичности в юности. Под действием определённых факторов - биологических, психологических, социальных - человек часто становится взрослым раньше, чем это хотелось бы ему или окружающим его людям. В других случаях эти факторы, наоборот, задерживают его развитие, нередко - к немалому его огорчению. В юношеском возрасте Я-концепция, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой - претерпевает определённые изменения, которые могут привести к ролевому конфликту и статусной неопределённости.