Введение:
Проблемам психологии подростков, в частности их готовностью к браку, посвящено немало исследований психологов, педагогов и социологов. Из отечественных работ выделяются работы Араканцевой Т.А., Оглуневой Н.В., Кучмаевой В.В., Дроздова С., Бершедовой Л.И., Ахимовой М.К. и др. К зарубежным исследователям данной проблемы относятся: Райс Филлипс, Camerer M.C.G., Vurndt T.Y., Ladd G.W., Yoniss M., Smollar I. и др. Но, меняются времена, а с ними и условия полноценного нравственно-возрастного развития человека, приведшие к черте, когда брак в прежнем его понимании невозможен, что требует дальнейшего рассмотрения проблемы.
Целью работы является определение уровня психологической готовности подростка к браку. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть психологическую сущность взросления и приобретение половых ролей в подростковый период:
а) изучить психологические особенности становления личности;
б) выявить специфику развития поведения, соответствующего половой роли;
- дать психосоциальную характеристику ранних браков как следствия психологической готовности подростка к браку.
а) определить отношение подростка к совместной жизни;
б) рассмотреть причины раннего вступления в брак;
Глава 3:
Неоспорима необходимость приобщения учащейся молодёжи к осознанию ими своей половой принадлежности, будущей взрослой жизни, готовности к выполнению социальных и семейных ролей, чему должно способствовать воспитание культуры чувств, взаимоотношений взрослых и детей, юношей и девушек. Нравственно-половое воспитание должно включать в себя социальный аспект (место личности в обществе и семье, сущность брачно-семейных отношений, социальную роль супругов и родителей), этический аспект (культура интимных чувств, верное представление осчастье, об идеальном мужчине (женщине), отце (матери)), психологический аспект (понятие личности, индивида, психологические особенности юношей, девушек, психология общения), экономический аспект (представления о бюджете семьи, о бережливости и экономии).
В частности для подготовки подростков к браку необходима программа, включающая в себя следующие вопросы: сущность брака в современном обществе;многоаспектность готовности к вступлению в брак (взаимосвязь физиолого-гигиенической, экономической, общесоциальной, этической, психологической, правовой готовности к брачным отношениям); необходимость сочетания половой зрелости, социальной и этико-психологической готовности личности к брачно-семейным отношениям.
Заключение:
Готовность ко всуплению в брак определяется взаимосвязью нескольких аспектов: физиолого-гигиеническим, экономическим, общесоциальным, этическим, психологическим, правовым и педагогическим. Физическая зрелость вступающих в брак является важной предпосылкой создания крепкой семьи, необходимо сочетание половой зрелости, социальной и этико-психологической готовности личности к брачно-семейным отношениям.
Для готовности к браку необходима сформированность представлений о себе как о личности, поэтому нами было уделено внимание изучению психологических особенностей подросткового возраста именно с позиции социально-психологической, где главными понятиями в анализе являются социализация и роль, а также подходу Эриксона, согласно которому биолгическое созревание и биологические побуждения взаимодействуют с социальными ролями, ожиданиями и требованиями. Особое место отводится формирования идентичности в юности.