Введение:
В последнее десятилетие ушедшего века в развитых странах значи-тельно активизировались научные исследова¬ния и дискуссии по проблемам интеграции в области образо¬вания. Их результаты указывают на то, что еди-ного мнения по этим проблемам нет, налицо существенные различия не только в подходах к их решению, но даже в используемой терминологии.
Наиболее часто используется термин «глобализация об¬разования». Речь идет как о влиянии глобализации на разви¬тие образования, так и о роли образования в этом процессе. Все чаще говорят и о глобализации самого об-разования.
Многие зарубежные эксперты подчеркивают, что в усло¬виях глобали-зации мировой экономики и усиления междуна¬родной конкуренции инвести-ции в образование стали жиз¬ненно важным условием будущего экономиче-ского роста. Без таких инвестиций, без стимулирования развития образо¬вания конкурентоспособность промышленно развитых стран может серьезно понизиться.
Глава 3:
Болонский процесс – это процесс узнавания друг друга, одной образо-вательной системой другой. Мировой знак качества высшего образования СССР – это заслуга иных властей, иных поколений, иной эпохи. Нынешнее высшее образование России уже десять лет живет в новых условиях. И оно – другое во многом: в своей законодательной основе, в организационно-институциональном плане, в своей «борьбе за выживание», новых степенях и квалификациях, обновленных формах проектирования его содержания и ре-зультатов. И будем откровенны: кто возьмет на себя право утверждать, что из стен сегодняшних университетов России выйдут сотни тысяч конкуренто-способных бакалавров, специалистов и магистров, которые снова окажутся вожделенными на западных рынках труда, да и еще и на «обустройство оте-чества» останется?! Если не лукавить, то вопрос можно поставить так: лучше ли стало качество Российского высшего образования как образования массо-вого?
Заключение:
Итак, цель Болонского процесса – создание к 2010 году европейского образовательного пространства с тем, чтобы увеличить способность выпуск-ников к трудоустройству, повысить мобильность граждан и нарастить конку-рентоспособность европейской высшей школы.
Для достижения этой цели предложено:
• принять удобочитаемые и понятные градации дипломов, степеней и квалификаций;
• ввести в своей основе двухступенчатую структуру высшего образова-ния;
• использовать единую систему кредитных единиц (как возможную – систему ECTS) и приложения к диплому;
• выработать, поддерживать и развивать европейские стандарты качества с применением сравнимых критериев, механизмов и методов их оцен-ки;
• устранить существующие препятствия для расширения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев.
• Четко заявлено, что Болонский процесс – это процесс:
• добровольный;
• полисубъектный;
• основывающийся на ценностях европейского образования;
• не нивелирующий национального своеобразия страновых образова-тельных систем;
• многовариантный;
• гибкий;
• открытый;
• постепенный.