Введение:
В настоящее время в психологии существует огромное количество исследований, посвященное темпераменту и его свойствам. Многие из них посвящены изучению влияния свойств темперамента на деятельность человека, в частности, на профессиональную деятельность. Однако далеко не все авторы исчерпывающе исследовали вопрос об индивиде как носителе определенных качеств, обусловленных его темпераментом, и зависимости стиля деятельности данного индивида от этих качеств.
Хорошо известно, что в чистом виде темпераменты, классифицированные и описанные от Гиппократа до наших дней, практически не встречаются. В человеке, как правило, преобладают свойства того или иного темперамента в сочетании с другими. Следовательно, проявления этих свойств, их сила и частота проявления должны находится в определенной зависимости от пропорций, в которых каждый вид темперамента присутствует в личности. Из этого в свою очередь следует, что влияние темперамента на характеристики личности, в частности, на особенности стиля ее деятельности тоже должно быть связано в основном со свойствами доминирующего темперамента, но в определенной мере также и с прочими.
Глава 3:
При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения.
Индивидуальный стиль деятельности возникает только в том случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.
Заключение:
При общей неразработанности проблемы качеств личности, на что ссылается, в частности, Г.М. Андреева в своей работе «Социальная психология», трудно обозначить круг этих качеств и тем более предложить исчерпывающее решение какого либо вопроса в этой области.
Мы попытались проанализировать теоретические и практические подходы к проблеме зависимости индивидуального стиля деятельности от свойств темперамента, чтобы решить, насколько зависит формирование этого стиля от изначально заданных свойств личности и возможно ли целенаправленное влияние на этот процесс.
Из авторов, занимавшихся этой проблемой, никто не отрицает, что именно тип нервных процессов оказывает существенное влияние на определенный стиль деятельности и его формирование.
Но можно ли целенаправленно изменять хотя бы отчасти те элементы стиля деятельности, что зависят от темперамента или как-то нейтрализовать проявление тех свойств, что мешают успешному выполнению определенной деятельности?