ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и постановка проблемы исследования.
Общество на всех этапах своего исторического развития предъявляло высокие требования к любым специалистам. Не является исключением и современный период развития. В настоящее время подготовка специалиста для любой сферы производства должна обеспечить высокий уровень его компетентности, мобильности, максимально благоприятного условия для развития его личности. Компетентность специалиста приобретает всё большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением всё новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, со все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет к специалисту общество.
Подготовка специалистов в области образования в высших учебных заведениях претерпевает в последнее время существенные изменения в сторону поиска критериев оценки профессионального становления личности психолога, его конкурентоспособности на рынке труда. В последнее десятилетие в теории педагогики, психологии высшей школы значительный акцент был сделан на разработку основ личностнораз-вивающего обучения (поиск методов, способов, технологий, позволяющих организовывать такое обучение), преимущественное внимание было обращено на роль предметной деятельности, вследствие чего эта проблема оказалась наиболее полно и обстоятельно изученной. Вместе с тем в значительной степени недооценивалась роль общения в организации учебно-познавательной деятельности студентов, которая является деятельностью социальной и коллективной.
Проблема общения всегда привлекала внимание исследователей. Это обусловлено тем, что общение играет огромную роль в жизни общества. Тоже самое можно сказать о деятельности педагога. Без общения немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественным опытом.
На нынешнем этапе развития общества остро стоит проблема оптимизации межличностных отношений, перестройки обучения в вузе на принципах гуманизации, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. В этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.
Одной из главных проблем становления будущего специалиста является поиск возможности полностью реализовать, выразить и, как результат, обрести себя во взаимодействии с другими людьми. Без развития индивидуального стиля общения эта проблема приобретает в сознании молодых людей характер экзистенциальный.
Проблема формирования индивидуального стиля общения многогранно представлена в психологии педагогического общения (А.Н. Леонтьев, 1979; В.А. Кан-Калик, 1986; А.К. Маркова, 1993; А. Аржакаева, 1995, 1998; Е.В. Кузнецова, 1990; Е.А. Лещинская, 1990; Л.М. Митина, 1987, 1990, 1994; Л.А. Поварицина, 1993; В.В. Рыжов, Л.Н. Стахеева, 1990; Э.Б. Стрелкова, 1990; Е.В. Цуканова, 1985; Т.С. Полякова, 1996; М.Т. Ногерова, 1997).
Изложенное выше определило проблему исследования: какова роль индивидуального стиля общения преподавателя в становлении будущего специалиста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования являются межличностные отношения преподавателя и студентов, а его предметом - влияние индивидуального стиля общения преподавателя на процесс становления будущего специалиста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами выдвинуты следующие гипотезы исследования: становление будущего специалиста зависит от особенностей индивидуального стиля общения преподавателя; индивидуальный стиль общения преподавателя оказывает влияние на формирование психологического климата внутри коллектива.
Для доказательства выдвинутых тезисов были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения стиля общения и его влияние на становление личности студента как профессионала.
2. Выявить особенности и значимость индивидуального стиля общения в профессиональном становлении будущего специалиста в области образования.
3. Проанализировать данные о проявлении различных стилей общения у будущих специалистов в области образования.
4. Определить эффективность влияния индивидуального стиля общения преподавателя на становление будущего специалиста.
5. Определить эффективность влияния индивидуального стиля общения преподавателя на формирование психологического климата внутри коллектива.
Методологическую основу исследования составляет ряд общепедагогических и общепсихологических принципов, позволяющих оценить проблему общения в целом и индивидуального стиля общения в частности. Среди них особое значение имеют принципы системности, детерминизма, объективности исследования.
В исследовании широко использовались аналитический (Т.П. Гаврилова, Л.В. Жемчугова, А.И. Ильина, О.В. Солонкина, Л.М. Юсупов, и др.), основанный на анализе деятельности педагога, его личностных качеств и т.д., поликомпонентный (Г.С. Васильев, Н.И. Карасева, Н.В. Кузьмина, Т.А. Пироженко, К.К. Платонов и др.), основанный на рассмотрении различных критерий, факторов, задач педагогического общения, и системный подходы (Л.И. Божович, В.А. Кан-Калик, А.И. Крупнов, М.И. Лисина и др.), представляющие собой осознание проблемы общения как одной из особенно важных в социальной психологии.
Теоретической основой исследования явились фундаментальные идеи А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.В. Мясищева, согласно которым общение - процесс, в котором участники выступают как субъекты (полисубъектный подход); личностноориентированный подход к анализу общения К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, В.А. Петровского; общетеоретические положения о формировании и развитии личности Л.И. Божович, И.С. Кона, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна; концепция психологии субъекта и его деятельности А.В. Брушлинского; динамический подход к психологическому анализу деятельности и смысловых образований личности А.Н. Леонтьева; теории развития личности в юношеском возрасте (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, М.Ф. Гинзбург, В.В. Давыдов, М. Кле, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.); идеи гуманизации образования и личностноразвивающего обучения (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, С.Л. Братченко, И.Б. Котова, С.В. Недбаева, В.А. Петровский, Е.Н. Шиянов и др.).
Базой экспериментального исследования стал Армавирский государственный педагогический университет; экспериментальную выборку составили преподаватели вуза в количестве 20 человек и студенты двух факультетов в количестве 32 человека.
В соответствии с задачами исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала; исследование индивидуального стиля общения с помощью анкеты-вопросника «Преподаватель глазами студента»; многофакторное исследование личности с помощью опросника Р. Кэттела; определение коммуникативных и организаторских способностей с помощью методики КОС-2; определение стиля общения с помощью теста «Ваш стиль общения»; определение психологического климата в коллективе с помощью методики по изучению психологического климата в коллективе.
В нашей работе эмпирическое исследование прошло ряд условно выделенных этапов:
1. Научно-методический поиск.
2. Организационный этап.
3. Констатирующий эксперимент.
4. Заключительный этап.
Практическая значимость: теоретическая часть может быть использована для составления докладов, сообщений, спецкурсов, семинаров по данной проблеме в деятельности преподавателей, в психологической службе, для аттестации работы профессионального преподавательского состава; а также практическая значимость в разработке методических рекомендаций по формированию индивидуального стиля общения и программы развития индивидуального стиля общения, которые могут использоваться как преподавателями, так и студентами вуза. Экспериментальные методики, таблицы и схемы, относящиеся к изучению индивидуального стиля общения, процедуры и способы анализа результатов, предложенные нами, дают возможность получить качественную и количественную оценку формирования личности будущего специалиста.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, теоретической части, опытно-экспериментальной части; заключения, списка литературы и приложения.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
2. Айнштейн В.П. Преподаватель и студент: вопросы общения // Высшее образование в России, 1997. - № 1. – С. 87 – 95.
3. Алешина Е.С., Клецина И.С. Социально-психологическая компетентность как фактор формирования психологических способностей // Психология учителя: Тезисы докл. к VII съезду общества психологов СССР. – М., 1989. – С. 14 –16.
4. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии, 1988. - № 4. – С. 116 – 120.
5. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – Т. 2. – М., 1980. – С. 128 – 268.
6. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997.
7. Байметов А.К., Зырянова Н.М. Формирование у студентов университета – будущих учителей психологической готовности к педагогической работе в школе // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов: Межвуз. сб. науч. тр. – Ижевск, 1988. – С. 17 – 25.
8. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. – Самара, 2001.
9. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения: Учебно-педагогическое пособие. – Мн.: Изд. Университетское, 1989.
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.,1986.
11. Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: Книга для учителя / Пер. с чешск. – М.: Просвещение, 1991.
12. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
13. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.
14. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. – Псков, 1997.
15. Вергилес Г.И., Раев А.И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности // Подготовка специалиста в области образования / Отв. Ред. Г.А. Бордовский. – СПб.: Образование, 1994.
16. Воронкина С.И. Особенности понимания личности студента преподавателями разных специальностей // Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Краснодар, 1985.
17. Вуколова Т.С. Общение в образовательном процессе: Дисс. … канд. филос. наук. – М., 1997. – 233 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
19. Гавриловец КВ. Воспитание человечности: Книга для учителя. – Мн., 1983.
20. Гейхман Л.К. Социально-психологический тренинг как средство анализа и коррекции индивидуального стиля общения // Системное исследование индивидуальности. – Пермь, 1991. – С. 98 – 100.
21. Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. – Тюмень: ТюмГУ, 1998. – 88с.
22. Глухих Е.В. Педагогическое общение как фактор профессионального саморазвития будущего учителя. – Хабаровск, 2000. – 268 с.
23. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. – 1997. - № 6. – С. 73 – 83.
24. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 416 с.
25. Грехнева В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
26. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: Лениздат, 1992. – 98 с.
27. Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности. – М., 1981.
28. Дмитриев В.Ю. Анкета-опросник социально-психологического исследования подростков. – Чернигов: Черниговск. областн. ин-т усоверш. учителей. – 1986. – 19 с.
29. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство.- 2-е изд. – М.: Знание, 1980. – 160 с.
30. Дорфман Л.Я. Стили активности – методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Либина. – М., 1998. – С. 34 – 51.
31. Журавлев А.А. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. – М., 1985.
32. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов на/Д.: Феникс, 1997.
33. Иванова В.С. К вопросу о коммуникативной активности личности. Формирование творческой активности личности ученика и студента. – Омск, 1978.
34. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск. – М., 1988.
35. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как системное явление // Системное исследование индивидуальности. – Пермь, 1991. – С.102 – 103.
36. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М: Просвещение, 1987.
37. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
38. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969.
39. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1963. – 391 с.
40. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996.
41. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Качественная психологическая характеристика индивидуального стиля педагогического общения учителя // Стиль деятельности и общения. – Пермь, 1992. – С. 79 – 81.
42. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Стиль педагогического общения как фактор формирование творческой индивидуальности педагога // Системное исследование индивидуальности. – Пермь, 1991. – С. 30 – 48.
43. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. – Пермь, 1985. – С. 30 – 48.
44. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения.- М., 1999.
45. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда его личности: Л.: ЛГУ, 1967. – 287 с.
46. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов на/Д.: Изд. РГУ, 1986. – 134 с.
47. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура детерминанты // Психологический журнал. – 1995. - № 6. – С. 90 – 100.
48. Левитан К.М. Культура педагогического общения: Уч. Пособие. – Иркутск, 1985.
49. Леонтьев А.А. Общение как предмет психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии – М., 1975.
50. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979.
51. Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили – взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ. – М., 1998. – С. 93 – 108.
52. Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ. – М., 1998. – С. 109 – 124.
53. Либин А.В. Элементы теории стиля человека // Психология сегодня. – М., 1996. – С. 32 – 33.
54. Личность XXI века: теория и практика / Под ред. Е.Н. Шиянова, И.Б. Котовой, С.В. Недбаевой. – Армавир: АГПИ-МОСУ КФ, 2001. – 451 с.
55. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.,1981.
56. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
57. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
58. Маствилискер Э.И. Индивидуальный стиль общения в совместной деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. – Пермь, 1985. – С. 14 – 30.
59. Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. – 1982. – Т.3. - № 4. – С. 26 – 36.
60. Мерлин В.С. Очерк психологии личности. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1959. – 172 с.
61. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. – 1990. - № 3. – С. 58 – 64.
62. Митрофанов К.В. Смысловое пространство педагогической деятельности и возможности построения типологии индивидуальных стилей педагогического общения // Системное исследование индивидуальности. – Пермь, 1991. – С. 162 – 164.
63. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. – М.: Педагогика, 1984.
64. Мудрик А.В. О подготовке школьников к обучению. // Проблемы подготовки к общению. – Талин, 1979. – С. 62 – 65.
65. Оборина Д.Б. Стиль общения в системе установок педагога и его формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей // Системное исследование индивидуальности. – Пермь, 1991. – С. 109 – 110.
66. Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии – 1990.- №3. – С. 142 – 146.
67. Льянкова Г.С. О роли иерархических индивидуальных свойств учителя в формировании некоторых компонентов стиля педагогического общения // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. – Пермь, 1985. – С. 69 – 76.
68. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 356 с.
69. Обозов Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблемы общения в психологии. – М., 1981.
70. Панферов В.Н. Социально-психологическая характеристика ролевой структуры общения в ступенчатой учебной группе // Социальная психология и социальное планирование. – Л., 1973. - С. 91 – 212.
71. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
72. Петровская Л.А. Обучение общению как форма социально-психологического воздействия на межличностное воспитание. В кн.: Психология познания людьми друг друга и общения. – Кн. 2. – Краснодар, 1978. – С. 22 – 29.
73. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. – М., 1987.
74. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, Х. Кюна, И. Ломпшера, Г. Розенфельда. – М.: Педагогика, 1981. – 224 с.
75. Реан А.А. Анализ вербального взаимодействия как метод исследования педагогической деятельности // Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. – Л., 1988.
76. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
77. Руденко И.Л. Стиль межличностного взаимодействия // Семья и личность. Часть 2. – М., 1986. – С. 66 – 76.
78. Рюмшина Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении. – Ростов на/Д., 1997.
79. Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного диалогического стилей педагогического общения: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. – СПб., 1995.
80. Семенова Т.С. Влияние стиля общения на отношение ребенка к взрослому в игровых и учебных ситуациях: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. – М., 1986.
81. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
82. Стрелкова Н.Э. К проблеме диагностики оптимального стиля педагогического общения / Психодиагностика – учителю. – Харьков, 1992. – С. 79 – 84.
83. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии // Стиль человека: психологический анализ. – М., 1998. – С. 163 – 173.
84. Шеин С.А. Типология стилей педагогического общения и анализ потенциала их развивающего воздействия // Психология воздействия. Проблемы теории и практики. – М,1989. – С. 77 – 83.
85. Шкуратова И.П. Два подхода к исследованию стиля в психологии: оппозиция или консолидация? // Психологический вестник РГУ. – Вып. 2. – Ростов на/Д., 1997. – С. 3 – 24.
86. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. – Ростов на/Д., 1994.
87. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль как фактор успешности обучения и общения в учебной сфере // Личность в деятельности общении – Ростов на/Д., 1997. – С. 115 – 128.
88. Эрдынеев А.Ц. Особенности характера педагогического общения как выражение индивидуального стиля деятельности преподавателя // Системные исследования индивидуальности. – Пермь, 1991. – С. 126 – 128.