Введение:
Помимо многих индивидуальных разли¬чий человеческой психики существует также типическое различие, и, прежде всего, два резко различных типа, названных Юнгом типом интроверсии и типом экстраверсии.
Подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип, ВИД, по темпера¬менту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщитель¬ны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентиру¬ются в основном на собственные представления, серьезно отно¬сятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интро¬вертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интровер¬ты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных ситуаций.
В настоящее время большинство теоретиков сомневаются, существуют ли отдельные типы, и вместо этого рассматривают экстраверсию – интроверсию, как совокупность ряда различных образцов поведения. Кроме того, кажется маловероятным, но оба полюса могут рассматриваться как противоположные, так как у многих людей проявляются аспекты обоих , и проявления одного полюса в поведении могут усиливаться, при этом не обязательно уменьшаются проявления другого[5].
Сторон¬ники концепции черт выдвинули контраргумент: постоянство надо доказать; если параметры поведения измерять долго, в боль¬шом ряду случаев, то можно убедиться, что черты личности предсказывают устойчивые поведенческие тенденции[2]. Наиболее значимые корреляции между чертами личности и поведением можно получить лишь в тех случаях, когда у человека данная черта является выраженной, т. е. относится к центральным дис¬позициям. В последнее время взаимодействие между чертами личности и ситуационными факторами становится доминирую¬щей точкой зрения в психологии[2]. Все это доказывает актуальность темы нашей работы. Она заключается:
Глава 2:
Предложив, детям прямо на круге Айзенка поставить «+» или «–« напротив, соответствующих им личностных черт, они явно сами увидели взаимосвязь темперамента с личностными характеристиками их соотношение с интро/экстраверсией.
Используя данные обследования по шкалам интра-экстроверсии и нейротизма, легко выводим показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник ( по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик ( слабый, неуравновешанный, инертный) холерик (импульсивный, оптимистичный, неуравновешенный)
Проанализировав круг Айзенка можно сделать вывод о том., что дополнительные личностные качества характерны каждому виду темперамента, например: регидность в большей мере присуща интравертированному, нестабильному типу - меланхоликам, в то время, как пластичность – экстравертированному, стабильному типу темперамента – сангвиникам. Хотя у противоположных типов они могут быть, но выявлены очень слабо. (см. рис 3).
Вывод.
Две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомо¬гательной и иррациональной. Каждой из них характерны дополнительные личностные характеристики в более или менее выраженной степени. Результатом комбинации ведущей и вспомога¬тельной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определённы и предсказуемы.
Заключение:
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
В своем исследовании мы попытались показать, как можно научить учащихся выпускного класса общеобразовательной школы производить самооценку своей личности с помощью психологических диагностик. Умение выявить в себе личностные качества помогут детям в выборе своей дальнейшей специальности, а также подтолкнут их к самосовершенствованию своей личности.