Введение:
Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватыва¬ет значительную долю природных ресурсов, производственного, не¬производственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.
Следовательно, важнейшим элементом управления государствен¬ными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государст¬венный финансовый план, имеющий форму юридического закона.
Государственный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Через бюджет мобилизуются средства предприятий раз¬личных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, соци¬ально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособно¬сти страны, на содержание органов государственного управле¬ния, финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. Через параметры бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
Централизация средств имеет важное экономическое и поли¬тическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат од¬ним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых госу¬дарством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Глава 3:
Одним из путей, обеспечивающих решение указанной проблемы, является дальнейшее увеличение поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости. Улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени в ходе осуществле¬ния первого этапа налоговой реформы способствовали устойчивому росту уровня собираемости налоговых доходов начиная с 1999 г. Если средний уровень собираемости основных налоговых доходов (процентное отношение фактичес¬ких налоговых поступлений в федеральный бюджет к сумме налога, исчисленного от налогооблагаемой базы) в 2000 г. составил 88,7%, что на 11,4 процентных пункта выше 1999 г., то в 2003 г. ожидается рост среднего уровня собираемости против 2002 г. еще на 2,2%-ных пункта.
Реформа налоговой системы России, направленная на оптимизацию и повышение эффективности налогообложения, должна решать следующие основные проблемы:
рационализацию структуры налоговой системы, предполагающей такую конструкцию налоговых отношений, которая бы не искажала побудительных мотивов деятельности предпринимателей в условиях рынка;
реализацию в полной мере принципа равенства налогового бремени; усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
обеспечение стабильности налоговой системы, т. е. определенности для налогоплательщиков по объемам на¬логовых платежей на длительный период, и улучшение ка¬чества налогового законодательства (кодификация инструк¬тивных документов, повышение прозрачности налоговых формулировок и т. д.).
Заключение:
В заключение работы можно сделать вывод, что государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством России в распоряжение органов государственной власти, субъектов Федерации и местного самоуправления. Бюджетные доходы — часть централизованных финансовых ре¬сурсов государства, необходимых для выполнения его функ¬ций. Они выражают экономические отношения, возникаю¬щие в процессе формирования фондов денежных средств.
Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы госу¬дарства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней вла¬сти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Главный материальный источник доходов бюджета — нацио¬нальный доход. Огосударствление национального дохода осуществляется го¬сударством разными методами. Важнейшим методом, исполь¬зуемым органами государственной власти для перераспределе¬ния национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги. Они обеспечивают преобладающую долю доходов бюд¬жета современных государств. В доходах центрального бюджета различных госу¬дарств налоговые поступления составляют около 9/10.
Доходы бюджетной системы России претерпели коренные изменения в переходный период. Основой доходной части бюджета в России стали налоги, на которые приходится порядка 90% всех доходов бюджета. Неналоговые поступления состоят из части прибыли ЦБ, доходов от приватизации, доходов от государственного имущества, поступлений от иностранных займов и т.д.
Основную долю доходов федерального бюджета составляют косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы. В сумме эти три налога составляют примерно 2/3 доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает НДС. Что касается прямых налогов, в частности налога на прибыль, то его доля в доходах федерального бюджета на протяжении 90-х гг. и в последние годы неуклонно сокращалась.