Введение:
Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватыва¬ет значительную долю природных ресурсов, производственного, не¬производственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.
Следовательно, важнейшим элементом управления государствен¬ными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государст¬венный финансовый план, имеющий форму юридического закона.
Государственный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Через бюджет мобилизуются средства предприятий раз¬личных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, соци¬ально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособно¬сти страны, на содержание органов государственного управле¬ния, финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. Через параметры бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
.............
Глава 2:
Федеральный бюджет страны на 2003 г. утвержден в части расходов в сумме 2 345 641,4 млн. руб. и доходов в сумме 2 417 791,8 млн. руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта (ВВП) в сумме 13 050,0 млрд. руб. и уровня инфляции (потребительских цен) 10,0 — 12,0 % (декабрь 2003 г. к декабрю 2002 г.). Таким образом, федеральный бюджет свертстан профицитным — превышение его доходов над расходами составляет 72 150,4 млн. руб., или 0, 6% ВВП.
В приложениях 1 приведены данные о доходах федерального бюджета России в 2001-2003 гг.
Три года — срок небольшой для выявления и характеристики тенденций развития поступлений федерального бюджета. Тем не менее, можно отметить резкое увеличение доходов бюджета – на 113%, что почти в 2 раза больше номинального прироста ВВП страны. Наибольшими темпами возросли НДС (на 155%), платежи за пользование природными ресурсами (в 10 раз) и меньшими другие поступления. В бюджете 2002 г. появился единый социальный налог, резко снизились объемы целевых бюджетных фондов (в 7 раз) и устранен налог на доходы физических лиц.
В результате парадоксально изменилась формальная структура доходов: доли налоговых поступлений сократились на 6,9 пункта (в основном за счет налога на прибыль и таможенных пошлин), а целевых фондов — на 7,5 пункта. Это объясняется следующим: ЕСН и целевые бюджетные фонды представляют собой элементарные налоги, а поэтому должны учитываться в разделе «Налоговые поступления». Тогда налоговые поступления увеличиваются на 7,5 пункта, а неналоговые соответственно на 7,5 пункта уменьшаются.
Данная картина наглядно отражает противоречивый, часто меняющийся характер бюджетного реформирования переходного этапа от административно-командной системы к рыночной экономике. Сейчас наступает период экономической консолидации и стабилизации воспроизводства федеральных бюджетных средств. Время денежных эмиссий и кредитных заимствований прошло. Поэтому в целях реализации принципа полноты бюджета отмеченные несогласованности в доходах бюджета, как и во внебюджетных поступлениях необходимо устранить.
.............
Заключение:
В заключение работы можно сделать вывод, что государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством России в распоряжение органов государственной власти, субъектов Федерации и местного самоуправления. Бюджетные доходы — часть централизованных финансовых ре¬сурсов государства, необходимых для выполнения его функ¬ций. Они выражают экономические отношения, возникаю¬щие в процессе формирования фондов денежных средств.
Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы госу¬дарства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней вла¬сти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Главный материальный источник доходов бюджета — нацио¬нальный доход. Огосударствление национального дохода осуществляется го¬сударством разными методами. Важнейшим методом, исполь¬зуемым органами государственной власти для перераспределе¬ния национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги. Они обеспечивают преобладающую долю доходов бюд¬жета современных государств. В доходах центрального бюджета различных госу¬дарств налоговые поступления составляют около 9/10.
Доходы бюджетной системы России претерпели коренные изменения в переходный период. Основой доходной части бюджета в России стали налоги, на которые приходится порядка 90% всех доходов бюджета. Неналоговые поступления состоят из части прибыли ЦБ, доходов от приватизации, доходов от государственного имущества, поступлений от иностранных займов и т.д.
..............