Государственный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Через бюджет мобилизуются средства предприятий раз¬личных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, соци¬ально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособно¬сти страны, на содержание органов государственного управле¬ния, финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. Через параметры бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
Централизация средств имеет важное экономическое и поли¬тическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат од¬ним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых госу¬дарством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система существовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 1980-е годы нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей, которая продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.
К основным недостаткам этой налоговой системы следует отнести:
противоречивость и запутанность налогового законодательства, его нестабильность и непредсказуемость, не позволяющие предпри¬нимателям видеть перспективы своей деятельности, а также неодно¬кратные, часто существенные изменения законов по отдельным налогам. Например, в период с 1992 по 1999 г. в Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» было внесено 19 измене¬ний и дополнений; в Закон РФ «О налоге на добавленную стои¬мость» — 17; в Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» — 8, в Закон РФ «Об акцизах» — 7;
сложный порядок определения налогооблагаемой базы боль¬шинства налогов;
многочисленность нормативных документов и частое несоответ¬ствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отно¬шения. Так, в 2000 г. действовало более тысячи нормативных актов и документов — федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства России, инструкций ГНС (МНС), Министерства финансов, ГТК, Центрального банка РФ, регламентирую¬щих налоговые отношения;
чрезмерно большое количество действовавших налогов в пери¬од 1994—1996 гг. (более 100), затрудняющее расчеты налогоплательщиков с бюджетным фондом;
достаточно высокая налоговая нагрузка (более 35% ВВП), не позволяющая реализовывать стимулирующую функцию налогов для поощрения инвестиций;
несоблюдение принципа справедливости при распределении налогового бремени; перекладывание налоговых платежей на достаточно узкий круг предприятий; низкое обложение сверхвысоких дохо¬дов, супердорогой недвижимости и т. п.;
слишком жесткие финансовые санкции при задержке налоговых платежей;
значительный недобор налоговых доходов в результате массо¬вого уклонения от их уплаты; недостаточное соблюдение принципа неотвратимости наказания при совершении налоговых преступлений (в среднем менее 10% соответствующих дел заканчивалось осуждением);
19. Общая теория финансов / Дробозина Л. А., Константинова Ю. Н., Окунева Л. П и др.; Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
20. Основные параметры проекта федерального бюджета на 2004 г. // Вестник Русского экономического общества, №95, 5 сентября 2003 г. http://www.ress.ru/
21. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. – М.: МЦФЭР, 2004.
22. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
23. Пономаренко Е. Государственная казна // Экономист, 2004, № 2.
24. Сабанти Б. М. Теория финансов. – М.: Менеджер, 1998.
25. Фетисов В. Д. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: ЮНИТИ, 2003.
26. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Поляка Г. Б. – М.: ЮНИТИ, 2001.
27. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. – М.: «Проспект», 2003.
28. Финансы, деньги, кредит / Под ред. Соколовой О. В. – М.: Юристъ, 2000.
29. Финансы / Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: ЮНИТИ, 2000.