ВВЕДЕНИЕ
Необходимость применения современных методов в управлении жи¬лищно-коммунальным хозяйством обусловливается тем, что эта отрасль стано¬вится одной из фондо-, капитало-, ресурсоемких отраслей экономики России. Его доля в общей стоимости основных фондов муниципальной собственности составляет от 50 до 70 %, что соответствует 25 % стоимости основных фондов всей страны132'40].
Возможность бесперебойной работы всей жилищно-коммунальной системы обеспечивается потреблением огромного объема самых разнообразных ресурсов и средств. В перспективе эта величина будет возрастать более высо¬кими темпами, чем сейчас. Подтверждением этой тенденции является непре¬рывное увеличение финансовых средств, выделяемых из бюджетов различных уровней. По данным управления реформирования жилищно-коммунального хо¬зяйства Госстроя России бюджетные расходы на дотирование производства жилищно-коммунальных услуг в среднем возросли с 35,8 % в 1991 г. до 45% в 1995 г, а в отдельных городах России к 1998 г. достигли 70% и возрастают год от года1109].
Проведенные в 1997 — 1998 годах проверки структуры затрат пред¬приятий жилищно-коммунального хозяйства ряда субъектов Российской Феде¬рации показали далеко не совершенный механизм их хозяйственно-финансовых взаимоотношений. При производстве услуг все они, так или иначе, взаимодей¬ствуют друг с другом. Предприятия водопроводно-канализационного хозяй¬ства поставляют воду для подогрева теплоснабжающим организациям, га¬зоснабжающие предприятия подают теплоэнергетикам газ и так далее.
Опыт показывает, что на местах отсутствуют отраслевые стандарты учета и планирования затрат на предприятиях коммунального хозяйства. Это приводит к искажению реальной картины себестоимости работ (услуг) пред¬приятия, что в свою очередь снижает возможность целенаправленного воздей-
5
ствия на предприятия с целью снижения издержек и позволяет предприятиям достаточно свободно переносить средства из одной статьи в другую
Так например, услуги одного подразделения многопрофильного отраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства, используемые при производстве и оказании услуг другим подразделениям (электроэнергии, подачи воды, ремонтно-эксплуатационных работ), включаются в структуру их затрат не по цеховой себестоимости, а по тарифам, установленным для внеш¬них потребителей. По существу, каждый раз эта услуга показывается как объем реализации (доход) со всеми вытекающими последствиями (налоговыми пла¬тежами), что увеличивает стоимость конечного продукта (услуги) в 2-2,5 раза. По существу, происходит манипуляция финансовыми ресурсами на бумаге, так как реальные деньги в этом процессе не участвуют, тариф увеличивается "на бумаге"Е96].
На предприятиях отсутствует система внутреннего контроля, вследст¬вие чего появляются неоправданные финансовые потери. Не ведется планово-экономическая работа, не проводится экономический и финансовый анализ деятельности. Из-за отсутствия четкой организации производства и управ¬ления предприятия несут большие финансовые потери, что выражается в неэф¬фективном использовании рабочей силы, отсутствии у работников произ¬водственной дисциплины, ответственности за своевременность и качество вы¬полняемых работ.
Так же искажает реальную картину деятельности предприятий жи¬лищно-коммунального хозяйства отсутствие подразделений в управлении по работе с потребителями (заказчиками), которые бы отслеживали динамику рынка и своевременно влияли на изменения тарифов в зависимости от ситуации на рынки жилищно-коммунальных услуг.
В 1997 году приказом Госстроя России № 17-142 от 29 декабря была утверждена "Методика проведения аудита тарифов в организациях, оказываю¬щих жилищно-коммунальные услуги". Этот документ разрабатывался совме-
6
стно с Союзом профессиональных аудиторских организаций и устанавливал общий порядок проведения аудита тарифов в организациях независимо от ор¬ганизационно-правовых форм и форм собственности, оказывающих услуги жилищно-коммунального назначения, для представления информации в орга-^ ны, регулирующие коммунальные тарифы. Предполагалось, что аудит, осуще¬ствленный на основе этой методики, выявит непроизводственные затраты и внутренние резервы предприятия. Однако, аудиторские заключения, в сложив¬шейся ситуации, как показала практика, не содержали обоснованную информа¬цию, необходимую для принятия решения органами, регулирующими тарифы о сохранении или корректировке величины действующего тарифа. Таким обра¬зом, работами, проведенными аудиторскими организациями по экспертизе та¬рифов, не достигался результат, ради которого они осуществлялись.
Проблема повышения эффективности управления жилищно-
: коммунальным хозяйством приобретает первостепенное значение с принятием
Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федера-ции[105]. Данная концепция определила комплекс мер, направленных на переход жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем ликвидации перекрестного субсидирования, поэтапного повышения пла-
тежей населения за жилищно-коммунальные услуги при обеспечении мер по
:снижению издержек предприятий этого сектора экономики и социальной защи-
те малоимущих категорий населения на период до 2003 г.
Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства, с одной
стороны, можно сравнить с черной дырой, непрерывно втягивающей и концен¬трирующей в себе огромные ресурсы. С другой стороны, система управления этой сферой не способна рационально их использовать. В этой связи усилива¬ется актуальность научной постановки и развернутого исследования проблем формирования эффективного информационно-экономического механизма управления жилищно-коммунальным хозяйством, способного наилучшим обра-
105 Указ Президента РФ от 28.04.1997г. №425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"; Источник публикации: "Сборник законов РФ, 05.05.1997г. №18, ст. 2131,
7
зом использовать управленческие технологии рационального использования ресурсов с учетом особенностей рыночной экономики. Цель нового подхода — поэтапное взаимное сближение растущей стоимости жилья, услуг и снижаю¬щейся себестоимости услуг на основе создания единой маркетинговой инфор- мационно-аналитической системы жилищно-коммунального хозяйства. Веде¬ние результативного управления и ресурсосбережения для каждого предпри¬ятия города и отрасли в целом с учетом интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг, как ключевого индикатора эффективности проводимых мероприятий по реформированию всего комплекса в целом. В этом и заключа¬ется актуальность диссертационного исследования.
Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании тео¬ретических положений и практических рекомендаций по проектированию мар- кетинговой информационно-аналитической системы, которые учитывали бы специфику работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и исполь- зовались бы в управлении ими.
Для достижения поставленной цели предстояло сформулировать и решить следующие задачи: => выявить особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством как
динамичной системой;
=> определить основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства в соот¬ветствии со специфическими особенностями отдельных субъектов хозяйст¬вования;
=з> обосновать необходимые изменения структуры организаций жилищно-коммунального хозяйства и органов управления в зависимости от внедрения новшеств;
=> разработать экономико-математическую модель эффективного распределе¬ния имеющихся ресурсов, с целью получения максимально возможного эф¬фекта;
=> разработать способы и/или методы проектирования, внедрения, организации
и эксплуатации маркетинговой информационно-аналитической системы в
управлении предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
=> разработать методику оценки эффективности внедрения маркетинговой ин-
формационно-аналитической системы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Предметом исследования является система управления жилищно-коммунальным комплексом города как наиболее проблемная сферы муници¬пального хозяйства в условиях рыночной экономики.
Объекты исследования — состав, структура муниципальных органов управления; система предприятий жилищно-коммунального хозяйства г. Смо¬ленска.
Методологической и теоретической основой диссертационного иссле¬дования послужили: теория и практика функционирования рыночной эконо¬мики; законодательные и нормативные акты Российской Федерации по со¬вершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях рыночных отношений; фундаментальные труды отечественных и за¬рубежных ученых и материалы научных конференций по исследуемой пробле¬ме.
В качестве инструментов исследования использовались методы эконо-
мического, логического, системного анализа, статистические, экономико-математические методы моделирования. В процессах исследования практи¬ческих результатов широко применялась вычислительная техника.
Информационной базой диссертации послужили материалы управле¬ния реформирования ЖКХ Госстроя России, Госкомстата России, облкомстата, отдельных предприятий, муниципальных и территориальных органов управле¬ния г. Смоленска и других субъектов Российской Федерации.
Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:
□ обоснованы необходимость проведения маркетингового анализа деятельно-
сти предприятий жилищно-коммунального хозяйства, как основы эффектив-
9
яого управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях рынка; □ выявлена целесообразность интеграции предприятий жилищно-коммунального хозяйства принадлежащих различным ведомствам, что соз¬даст наиболее оптимальную структуру управления, перераспределить выде¬ляемые средства из бюджета в соответствии с реальными потребностями предприятия, скоординирует работу всей системы жилищно-коммунального хозяйства, а не каждого предприятия в отдельности.
о на основе существующих методов и моделей построения информационных систем и маркетинговых информационных систем предприятий предложен методический подход, основанный на моделировании маркетинговой ин¬формационно-аналитической системы жилищно-коммунального хозяйства, позволяющий осуществить комплексный подход к управлению жилищно-коммунальным хозяйством за счет обеспечения руководителей своевремен¬ной, достоверной и полной информацией.
а определены критерии оценки внедрения маркетинговой информационно-аналитической системы, позволяющие адекватно оценить эффективность ее функционирования.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что раз¬работанные в ходе диссертационного исследования методические положения и практические рекомендации могут быть внедрены в практической деятельности жилищно-коммунального хозяйства города, что позволит создать дополнитель¬ные условия устойчивого развития отрасли на территории города, сохранить и создать новые рабочие места, усилить координацию взаимодействия субъектов рынка.
Апробация работы: Материалы диссертации докладывались и обсуж¬дались на 3-м региональном межвузовском научно-техническом семинаре (2001г.) г. Смоленск, СИБиП; на Международной научно-практической конфе¬ренции ученых МАДИ (ТУ), ЛГАУ, СИБП. 2-4 октября 2001г., Москва, МАДИ,
10
а так же были использованы в ходе дипломного проектирования в Смоленском институте бизнеса и предпринимательства.
По теме диссертации опубликовано 10 статей.