Введение
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, включающая политику оплаты жилья и коммунальных услуг, систе¬му социальных гарантий, а также вопросы повышения эффективности управле¬ния и содержания жилищного фонда, объектов инфраструктуры, является со¬ставной частью общеэкономических преобразований.
Коренные изменения в российской экономике, переход ее к рынку с особой остротой поставили проблему эффективности функционирования отраслей жи¬лищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). С одной стороны, процесс приватизации в жилищной сфере и регулирующие его нормативные документы существенно из¬менили структуру собственности жилья, переложив ответственность за жилищно-коммунальное обслуживание населения на местные органы власти, что коренным образом изменило систему экономических взаимоотношений в отрасли. С другой стороны, ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг, обветшание объек¬тов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, снижение надежности ра¬боты инженерных систем, выделение значительной доли местных бюджетов на со¬держание отрасли потребовали адекватного изменения форм и методов управления в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Актуальность данной темы усиливается еще и тем, что с начала проведения реформы ЖКХ прошло уже 10 лет, а существенных изменений в области повы¬шения качества предоставляемых услуг не произошло. Причинами существую¬щего положения являются высокий уровень монополизации в отраслях системы ЖКХ, бесконтрольная тарифная политика на услуги, а главное - сложившаяся неэффективная система управления, не способная быстро реагировать на по¬требности населения в услугах ЖКХ, оказывать их качественно и в срок. В этой связи в Послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федера¬ции (апрель 2002 г.) указано, что «вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений. Главная цель реформы - это улучшение качества ус¬луг при одновременном снижении затрат на их предоставление».
3.2. Разделение управления ЖКХ.
Как уже отмечалось, ныне существующая система управления ЖКХ, будучи сформированной в условиях административно-командной систе¬мы и основанной на принципах директивного планирования и тотальной бесхо¬зяйственности, нуждается в немедленном реформировании.
При этом, прежде чем перейти к формированию конкретных предложений по совершенствованию системы управления ЖКХ, хотелось бы отметить один общий деформирующий аспект муниципального менеджмента, связанный со смешением его функций с функциями субъекта федерации.
В настоящее время не существует четко обоснованной специфики и границ объектов управления органов местного самоуправления и региональных орга¬нов. В итоге складывается ситуация, когда и органы местного самоуправления, и региональные администрации управляют одними и теми же социально-экономическими процессами и явлениями, поэтому по-настоящему этими объ¬ектами никто не управляет. Это подтверждает реальная действительность, когда региональные администрации отчитываются за результаты социально-экономического развития городов и районов территории, а города и районы от¬ветственны за то же самое.
По нашему мнению, принципиальным отличием объектов муниципального управления от объектов регионального менеджмента, обусловливающим и раз¬личие решаемых ими задач, являются два аспекта.
Первый аспект. Если муниципальный менеджмент в качестве непосредст¬венных объектов управления имеет «поселения», «муниципии», «коммуны», т.е. разнообразные формы совместного проживания людей в городах и посел¬ках, уровень и качество их жизни и т.д., то региональное управление в качестве объектов своего воздействия имеет прежде всего «территорию», «регион», «район», т.е. административно-пространственную среду жизнедеятельности людей.
Список используемых источников:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 2006.
2. Указ Президента РФ от 29.03.96 г. № 431 "О новом этапе реализации Го¬сударственной целевой программы "Жилище" // Рос. газ. - 1996. - 4 апр.
3. Указ Президента РФ от 29.03.96 № 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" // Рос. газ. - 1996. - 3 апр.
4. Указ Президента РФ от 28.04.97 г. № 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" (в ред. с изм. и доп. от 27.05.97) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 22.
5. Указ Президента РФ от 27.05.97 г. № 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Феде¬рации" // Рос. газ. - 1997. - 3 июня.
6. Актуальные проблемы муниципального управления: Материалы 7 на-уч.-практ. конф. (сообщения и тезисы выступлений участников конфе¬ренции). - Владимир, 2005.
7. Басин Е.В. Задачи отрасли по повышению качества жилищно-коммунального обслуживания населения // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2005. - № 1.
8. Бычковский И. Реформа ЖКХ: проблемы и задачи нынешнего этапа // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2005. - № 7.
9. Новые документы, мониторинг рынка жилищно-коммунальных услуг. -М, 2005.
10. Реформа ЖКХ России. Экономико-правовые вопросы. Демонополиза¬ция. Защита прав потребителей. - М., 2005.
11. Гутман Г.В. и др. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. -М., 2002.
12. Гутман Г.В., Саралидзе A.M., Шатрун И.Б. Совершенствование управ¬ления жилищно-коммунальным хозяйством. - Владимир, 2001.
13. Доничев О.А., Волков Г.К. Формирование эффективной системы регу¬лирования инвестиций в регионе.
14. Ежемесячный информационный бюллетень «Законодательные и норма¬тивные документы в ЖКХ» // Центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (ЦНИС), № 4, 2006.
15. Епифанов В.А. Развитие отраслей коммунального хозяйства России // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2001. - № 1.