Введение:
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, включающая политику оплаты жилья и коммунальных услуг, систе¬му социальных гарантий, а также вопросы повышения эффективности управле¬ния и содержания жилищного фонда, объектов инфраструктуры, является со¬ставной частью общеэкономических преобразований.
Коренные изменения в российской экономике, переход ее к рынку с особой остротой поставили проблему эффективности функционирования отраслей жи¬лищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). С одной стороны, процесс приватизации в жилищной сфере и регулирующие его нормативные документы существенно из¬менили структуру собственности жилья, переложив ответственность за жилищно-коммунальное обслуживание населения на местные органы власти, что коренным образом изменило систему экономических взаимоотношений в отрасли. С другой стороны, ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг, обветшание объек¬тов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, снижение надежности ра¬боты инженерных систем, выделение значительной доли местных бюджетов на со¬держание отрасли потребовали адекватного изменения форм и методов управления в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Актуальность данной темы усиливается еще и тем, что с начала проведения реформы ЖКХ прошло уже 10 лет, а существенных изменений в области повы¬шения качества предоставляемых услуг не произошло. Причинами существую¬щего положения являются высокий уровень монополизации в отраслях системы ЖКХ, бесконтрольная тарифная политика на услуги, а главное - сложившаяся неэффективная система управления, не способная быстро реагировать на по¬требности населения в услугах ЖКХ, оказывать их качественно и в срок. В этой связи в Послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федера¬ции (апрель 2002 г.) указано, что «вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений. Главная цель реформы - это улучшение качества ус¬луг при одновременном снижении затрат на их предоставление».
Глава 3:
Проведение комплексных преобразований в сфере ЖКХ является ключе¬вым вопросом государственной социальной и экономической политики, что должно позволить существенно увеличить эффективность данного сектора эко¬номики, улучшить условия проживания граждан, увеличить реальные жилищ¬ные права населения и одновременно стабилизировать экономическую ситуа¬цию на предприятиях, сняв с них расходы по содержанию социальной сферы. В конечном итоге жилищно-коммунальная реформа должна обеспечить возмож¬ность роста поступлений средств в бюджеты всех уровней для реализации при¬оритетных социальных и инвестиционных программ. И если на первом этапе реформы основные усилия были направлены на проведение приватизации, формирование рынка жилья, повышение доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги, то в настоящее время требуется социально дифференци¬рованный подход к этой проблеме.
Безусловно, жилье для человека традиционно было одним из главных при¬оритетов его существования вообще, но характерным для нынешнего поколе¬ния россиян являлось то, что обеспечение населения качественным жилищем ассоциировалось с функцией государства. Теперь это "право на жилище" и для большинства граждан России приведенное понятие еще необходимо осмыслить и понять, что каждый должен думать об улучшении своих жилищных условий самостоятельно.
Кроме того, в настоящее время, помимо социально-политического и нрав¬ственного аспектов, и на государственном, и на муниципальном уровне все большее внимание уделяется экономической необходимости таких преобразо¬ваний. Если в начале реформы повышение доли платежей населения в финан¬сировании ЖКУ происходило в основном путем повышения ставок оплаты, то на новом этапе предполагается проводить дифференцированное повышение до полной оплаты издержек семьями с высокими доходами при одновременном совершенствовании адресной помощи малоимущим. В большей мере следует сосредоточить усилия на повышении надежности и качества услуг, рационали¬зации и снижении затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги, поскольку есть все основания полагать, что рост стоимости ЖКУ был в значительной степени связан с их монопольным положением. Для этого необ¬ходимо более активно реформировать структуру управления и хозяйствования в отрасли, развивать конкурентные отношения и процессы демонополизации, расширять возможности потребителей влиять на объемы и качество предостав¬ляемых услуг.
Заключение:
Проведенное исследование проблем реформирования жилищно-комму¬нального хозяйства, основанное на анализе общих тенденций развития отрасли и конкретного практического материала по п.Федоровский Сургутского района, позволило придти к следующим обобщениям и выводам.
Первое обобщение заключается в том, что за годы рыночных преобразова¬ний экономики страны произошли значительные изменения в структуре собст¬венности на жилье. Формально около 75 % жилья находится в частной собст¬венности, но это касается только квартир, а не многоквартирных домов в це¬лом. Приватизация в жилищной сфере решила проблему создания рынка жилья, особенно вторичного. Это, безусловно, является реальным итогом реформы. Однако за этот период практически не изменилось монопольное положение предприятий ЖКХ независимо от вида предоставляемых ими услуг и объектив¬ной возможности включения их в рыночные отношения. Жилищно-коммунальное хозяйство продолжает оставаться монополией, так как в струк¬туре жилищного фонда подавляющая доля недвижимости является муници¬пальной собственностью, муници¬палитету принадлежат и объекты коммунального хозяйства. В результате, про¬цесс приватизации в основном затронул формирование рынка жилья, но не по¬влиял на систему организации управления и обслуживания жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры.
Второе обобщение связано с четко просматривающейся тенденцией необ¬ходимости комплексных преобразований в сфере жилищно-коммунального хо¬зяйства, которые должны повысить эффективность данного сектора экономики, обеспечить достойные условия проживания граждан. И если на начальном эта¬пе реформ основным направлением было создание рынка жилья через его приватизацию, увеличение доли оплаты населения в жилищно-коммунальных пла¬тежах, то сейчас на первое место выдвинулась проблема структурных и право¬вых изменений жилищно-коммунальных правоотношений, что позволит повы¬сить надежность и качество обслуживания.