Введение:
Актуальность исследования. Каждый человек испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхом, зависимости от них меняется поведение, человека, он становиться не уверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич».
Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребёнка. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании или психических и возрастных особенностей ребёнка, наличие у них самих страхов конфликтных отношений в семье.
Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребёнок просыпается с плачем и зовёт мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, смотреть «страшные мультфильмы», боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без взрослых, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случиться. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, в стиле воспитания допущены какие-то ошибки, что-то важное ускользнуло от внимания воспитателей.
С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношения к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребёнка.
Исследованием детских страхов в отечественной психологии занимались А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Р.В.Овчарова, О.В.Кукнаева, О.Е. Кукнаев, Г.Ф. Травина, Т.П. Черкасова др. Ими были изучены виды и особенности детских страхов, разработаны методики диагностики и коррекции.
Цель исследования – изучение особенностей страхов детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – страхи младших школьников.
Предмет исследования – содержание и динамика детских страхов в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: Особенности страхов младших школьников обуславливаются их возрастом и уровнем тревожности родителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме детских страхов в младшем школьном возрасте;
2. Подобрать методики диагностики страхов у детей младшего школьного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей содержания и причин, страхов младших школьников;
4. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
Глава 2:
Выборка обладает следующими характеристиками:
- 50% (15 детей) выборки составляют учащиеся в возрасте 7-8 лет, 50% (15 детей) - в возрасте 9-10 лет,
- 46,7% (14 детей) выборки – мальчики, 53,3% (14 детей) - девочки,
- 10% (3 ребенка) выборки – дети из неполных семей, 90% (27 детей) - дети из полных семей,
- 23,3% (7) - дети из многодетных семей (4 и больше), 76,7% (23 ребенка) - из не многодетных семей,
- 100% (30 детей) выборки – сельские жители,
- 20% (6) детей из семей с высоким уровнем доходов, 76,7% (23 ребенка) - со средним уровнем доходов, 3,3% (1 ребенок) - с низким уровнем доходов,
- 23,3% (7) детей входят 66,6% (20) детей входят во вторую группу здоровья, 10% (3 ребенка) – в третью группу здоровья.
Беседа «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься» А.И. Захарова [9]
Результаты беседы см. в таблице 2, 3.
Анализ результатов беседы показал, что среди детей 7-8 летнего возраста на первом месте стоят страх смерти своей и родителей, пожара, войны (по 15 выборов). Первые два страха являются возрастными, страх пожара по-нашему мнению, скорее всего связан с тем, что выборка является сельской. Как известно пожары в деревнях случаются часто и являются одним из главных «зол» для сельских жителей. Страх войны связан, скорее всего с тем, что многие деревенские семьи живут со старшим поколение (бабушками, дедушками) в одном доме. Как известно, среди сельских жителей много старожилов и участников ВОВ. Вероятно, рассказы стариков до сих пор пугают детей.
По 14 выборов у страха заболеть и заразиться, опоздать в школу, природных стихий. Страх заболеть и заразиться мы считаем возрастным и связываем со страхом смерти. Страх опоздать в школу связан с тем, что семилетки проходят первый год обучения в школе, очень ответственно относятся к учебе и конечно же очень бояться опоздать и провиниться. Страх природных стихий (бури, урагана, наводнения, землетрясения) можно объяснить двояко. С одной стороны природные стихии часто несут смерть и связаны соответственно со страхом смерти, с другой стороны, доставляемые ими разрушения, часто лишают сельских жителей урожая, являющимся основным средством пропитания и дохода.
По 13 выборов получил страх нападения, диких животных, страх глубины и огня. Страх нападения и животных (медведя, волка), мы так же связываем со спецификой места жительства детей, их близость к дикому миру и реальность той опасности, которые представляют дикие животные для сельских жителей. Страх глубины, по нашему мнению, так же связан с близостью к природе. Как известно, наибольшее количество утонувших приходиться на жителей деревень, располагающихся у рек и других больших водоемов. Страх огня связан со страхом пожара. Однако, можно предложить еще одну гипотезу наличия такого большого количества выборов у страха глубины и огня – это влияния взрослых. Стараясь уберечь детей от утопления или предупредить пожары, возникновение которых возможно по вине детей, они сознательно внушают им эти страхи с помощью страшных рассказов, угроз, примеров из жизни, сказок и т.д.
По 11-12 выборов у страха чужих людей, наказания родителей, высоты. Настороженное отношение чужим людям всегда было свойственен сельским жителям, живущим в достаточно небольшой общине. Страх наказания родителями с свойственен всем детям и не удивителен для деревни, где педагогическая компетентность родителей находится на достаточно невысоком уровне. Страх высоты мы объясняем элементарным отсутствием привычки. Такой страх наблюдается даже у взрослых людей, которые живут невысоко от земли и не привычны к многоэтажным зданиям и т.п.
Заключение:
Актуальность темы нашего исследования обосновывалась влиянием страхов на поведение, ребенка, развитие его эмоциональной сферы, формирование психологического здоровья младшего школьника. Поэтому целью нашего исследования стало изучение особенностей страхов младших школьников.
Для достижения нашей цели в ходе исследования мы провели анализ психологической литературы по проблеме детских страхов в младшем школьном возрасте, подобрали методики диагностики страхов у детей младшего школьного возраста, провели эмпирическое исследование содержания, причин, возрастных и индивидуальных особенностей страхов младших школьников, количественный, качественный и математический анализ результатов исследования.
Изучению страха в психологической и литературе уделяется большое внимание. Так же как и сама психология, теория страха зародилась еще в древние времена, в рамках науки философии. Страх изучался Аристотелем, Гоббсом, Р. Декартом, Б. Спинозой, С. Кьеркегор, З. Фрейд, Отто Ранк, П. Тиллих, Н.Д. Левитов, К.Изард А.И.Захаров и др.
Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический; инстинктивный и социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху и тревоге; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений).
В теоретическом исследовании мы определили понятия страха и тревоги и их различия. Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.