Дипломная по теме: Проведение исследования на тему: особенности страхов у детей дошкольного возраста

Название работы: Проведение исследования на тему: особенности страхов у детей дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение

Глава 1 Изучение феномена страха в отечественной и

зарубежной психологии

1.1 Основные теоретические подходы к изучению

феномена страха

1.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное

1.3. Функции и значение страха в психической жизни

человека

1.4. Феномен детских страхов. Особенности,

причины и формы их

проявления.

Глава 2 Эмпирическое исследование

2.1 Проблема исследования:

- краткое изложение актуальности исследования,

- гипотеза,

- задачи исследования.

2.2 Процедура исследования

- описание методик исследования.

- общая характеристика испытуемых.

- обработка результатов:

2.3 Обсуждение и анализ результатов

Заключение

Выводы

Приложения

Список используемой литературы

Выдержка:

Введение:

Страх – одна из фундаментальных эмоций человека. Страх возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен на источник действий или воображаемой опасности. Особенности страхов в детском возрасте исследовали А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк, С.Г. Файберг и другие.

Для каждого возрастного периода психического развития ребенка характерны своеобразные страхи.

Актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало.

Целью данной дипломной работы является изучение страхов у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью дипломной работы в качестве задач выдвигаются следующие:

1. Выявить сущность страхов путем анализа основных научно-практических подходов к их изучению в общей, возрастной и социальной психологии и психиатрии.

2. Выявить общие и специфические особенности страхов у детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть основные методики коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Предметом нашего изучения являются страхи детей дошкольного возраста.

База исследования – детский сад №211.

Объектом исследования явились три группы детей:

1. Младшая группа – дети в возрасте от 3 до 4 лет.

2. Средняя группа – дети в возрасте от 4 до 5 лет.

3. Старшая группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет.

Гипотеза исследования состоит в том, что для каждого периода психического развития ребенка дошкольного возраста характерны различные группы страхов, причем, одни группы страхов со временем прогрессируют, а другие регрессируют, а также, что используя различные корректирующие методики, возможно помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Методическая основа исследования - комплекс методов и методик, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутых гипотез, включает: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности, проективный рисунок.

Для анализа и интерпретации данных использовались математические методы статистической обработки информации.

Этапы исследования:

1. сформулировать тему, гипотезу и т.д.

2. провести теоретическое изучение,

3. провести обработку, анализ, обобщение и интерпретацию полученных данных

4. беседа

5. наблюдение во время эксперимента

6. изучение документов

7. формирующий эксперимент.

Методика исследования включает беседу с ребенком и проективный рисунок.

Дипломная работа состоит из двух частей:

В 1 части рассматриваются теоретические аспекты темы: понятие о страхе в детской психологии и психиатрии, понятия страха и тревожности, функции и значение страха в психической жизни человека, особенности страхов в детском возрасте.

2 часть – эмпирическое исследование, соотношение когнитивной сферы и семейной ситуации со страхами, а также представлены различные методики, такие как: методика Рене Жиля, метод беседы, “дом-человек-дерево” и другие. Проведены исследования трех групп детей различного возраста, основанные на методе беседы и методе проективного рисунка.

Глава 2:

Но если эти условия не выполняются, то в работу по устранению страхов включается психолог, хотя методика рисования страхов может проводиться и родителями. Рисование – это творческий акт, позволяющий детям свободно выражать свои чувства, мысли, переживания и надежды. Рисуя, ребенок перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. В большей степени это относится к страхам, порожденным воображением, типа страха заболеть, нападения, транспорта, стихии, сказочных персонажей. При страхах абстрактного характера результаты хуже, особенно при страхах смерти родителей и страхах, возникающих при засыпании. Рисовать можно карандашами, фломастерами, карандашами. Испытуемые рисовали фломастерами и карандашами.

Психолог обязательно должен быть доброжелательно настроен. Перед рисованием целесообразно предложить игру в качестве психологической разминки. Реквизит для игры разнообразный: это куклы, маски животных, кукольный театр, машины и так далее. Отношение к ним ребенка позволит убедиться в существовании страхов. После установления контакта и уточнения отдельных страхов можно перейти к беседе, цель которой – выявить страхи. Самые надежные результаты получается в тех случаях, когда опрос проводится во время спокойной игры или какого-либо привычного занятия. Далее ребенку предлагается нарисовать свои страхи и показать их через 7-10 дней. Рисовать дети должны самостоятельно, без помощи взрослых. Когда дается задание, лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолеть и что неважно, как они будут изображены, главное – нарисовать их все, каждый на отдельном листе. Весьма непросто начать рисовать страхи. Решиться рисовать – это значит непосредственно столкнуться со страхом. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и творческим удовлетворением от выполненного задания.

Обсуждению рисунков (на встрече) снова предшествует игра. В отличие от первой встречи игра носит более подвижный характер. После нее начинается обсуждение рисунков. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть выражает свой страх словами. После просмотра рисунков следует замечание: “А теперь ты боишься, или нет?”. После окончания обсуждения рисунков называются те страхи, в отношении которых был достигнут положительный эффект. А дальше надо сказать ребенку, что рисунки с его бывшими страхами будут отныне “находиться” в ящике стола или в шкафу и навсегда там “закрыты”.

Заключение:

Страх – эмоциональная функция. Он возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действий или воображаемой опасности. Страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Неадекватные реакции страха (фобии) наблюдаются при различных психических заболеваниях. Фобии встречаются в рамках неврозов, психозов и органических заболеваний головного мозга. Для невротических страхов в отличие от возрастных характерен ряд особенностей: эмоциональная интенсивность, длительное течение, неблагоприятное влияние на личность, болезненное заострение и т.д. У здоровых в нервно-психическом плане детей невротическими возрастные страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых нервных потрясений. При неврозах чаще всего испытываются страхи перед одиночеством, темнотой и животными, так называемая невротическая триада.

Основная причина страха у детей – неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также ошибки умственного воспитания, которые ведут к снижению уровня ориентации ребенка в окружающем мире.

Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Детские страхи имеют важное значение для ребенка. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка, и в целом имеют положительный адаптационный смысл. До двух лет интересы ребенка сосредоточены на близких людях, поэтому при стабильности семейной среды эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности. В возрасте от 3 до 5 лет интенсивно развивается воображение, поэтому увеличивается вероятность появления воображаемых страхов. Шестилетних детей одолевает тревога и сомнения в отношении своего будущего, а семилетних – мнительность. В 6 лет появляется страх собственной смерти. О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию других страхов, прежде всего, испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, боязни огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков).

Похожие работы на данную тему