Введение:
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет экономическую, финансовую, налоговую, социальную, демографическую политику. В качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используется финансово-кредитный, налоговый, ценовой механизм, качественное функционирование которого должно находится под постоянным контролем. В настоящее время важной сферой государственного и корпоративного финансового контроля выступает обязательный аудит. Кроме того, непостоянство налоговых правил, усложнение финансово-хозяйственных отношений, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта товаров, работ и услуг все более актуализируют такой вид аудита как инициативный аудит и его одну из основных сфер специализации – аудит за состоянием налоговых обязательств экономических субъектов. Аудиторование этой сферы представляет собой сложный и ответственный момент, особенно это касается такого налога как налог на добавленную стоимость (НДС).
В Российской Федерации НДС впервые введен с 1 января 1992г. Первоначально ставка НДС равнялась 28% с облагаемого оборота, а при реализации товаров по регулируемым ценам -21,8%. Впоследствии по некоторым продовольственным товарам (муке, крупе) ставка налога была понижена до 15%. С января 1993г. ставки налога были пересмотрены в сторону понижения: - 10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей, по остальным, включая подакцизные, - 20%, в настоящий момент ставка составляет - 18 %.
Являясь одним из самых «молодых» налогов, НДС стал самым эффективным по критерию собираемости и степени участия в формировании государственного бюджета. Еженедельная газета «Финансовая Россия» № 4(75) 5-11 февраля 1998г сообщает, что НДС стал в 1997 году самым значимым для консолидированного бюджета по сумме поступлений, составивших 172,1 триллионов неденоминированных рублей, или 29 процентов всех поступивших налоговых платежей (593,4 триллионов неденоминированных рублей). В течение прошлого года доля платежей по НДС в общем объеме налоговых поступлений в бюджет составляла от 20 процентов (в ноябре) до 37,9 процентов (в марте). Для сравнения: на долю поступлений от подоходного налога в 1997 году пришлось 75,6 триллионов неденоминированных рублей, что составляет 12,7 процента всех платежей в консолидированный бюджет, а платежи по акцизам составили 11,1 процент от всей суммы поступлений в бюджет, или 65,6 триллионов неденоминированных рублей. Удельный вес других налогов, сборов и платежей в консолидированный бюджет 1997 года составил 21,9 процента (130 триллионов неденоминированных рублей).
Глава 3:
По мере развития аудита в целом, и по части аудита расчетов с бюджетом по НДС, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание заинтересованности со стороны экономических субъектов в услугах, оказываемых аудиторскими организациями. Таким образом, аудит расчетов с бюджетом по НДС приобретает все большее значение для решения насущных проблем, в первую очередь связанных со сложностью и неоднозначностью действующей нормативной базы.
В связи с этим дальнейшее развитие аудита расчетов с бюджетом по НДС требует укрепления нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля.
Имеют место быть законодательные и другие нормативные акты, которые делаются как заявления руководителей отдельных аудиторских организаций, касающиеся регулирования аудиторской деятельности, которые не соответствуют и противоречат сложившейся в нашей стране нормативной правовой базе аудита. Тем самым нарушаются основополагающие принципы аудита, меняются его назначение и цели, ставятся под сомнение критерии оценки качества аудита. Это подрывает доверие к еще только формирующейся в России системе регулирования аудиторской деятельности, дезориентирует аудиторов, принижает их ответственность и авторитет.
В соответствии с действующими Правилами аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок. Главной целью аудита является выражение мнения аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствии совершенных ими хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации.
Основными принципами аудита являются профессионализм, независимость и конфиденциальность. Соблюдение этих принципов обеспечивает объективность аудиторских заключений.
Между тем, не все вновь принимаемые правовые нормативные акты учитывают особенности аудиторской деятельности. В ряде случаев они возлагают на аудиторов выполнение не свойственных функций, нарушают независимость и конфиденциальность их работы.
Возникновение таких недостаточно продуманных и согласованных между собой правовых нормативных документов, подрывающих принципиальные устои еще неокрепшего отечественного аудита.
Временные правила аудиторской деятельности позволяют аудиторам осуществлять проверки деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом аудит не должен подменять государственный контроль, осуществляемый уполномоченными на то органами государственной власти. Между тем, когда со стороны экономических субъектов, которые должны подлежать обязательной аудиторской проверке, нет желания пользоваться услугами независимых аудиторских организаций, возникают попытки закрепить на законодательном уровне создание «своих» аудиторских структур для проведения проверок организаций, связанных между собой местонахождением или принадлежностью к определенной отрасли экономики.
Заключение:
В данной работе мы особое внимание уделили вопросу обеспечения высокого качества аудиторской проверки расчета с бюджетом по НДС. Важность рассматриваемого нами объекта аудита, а именно аудита расчета с бюджетом по НДС заключается в том, что например при исчислении и уплате этого налога сложно как экономически, так и чисто технически установить и рассчитать объект налогообложения.
Аудит расчетов с бюджетом по НДС - независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией, имеющая результатом мнение аудиторов о степени правильности исчисления и своевременности погашения задолженности перед бюджетом по НДС.
Необходимость функционирования аудита рассматриваемого объекта определяется следующими обстоятельствами:
- важность достоверности бухгалтерской отчетности для принятия решений заинтересованными пользователями, собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, партнерами, конкурентами и государственными органами.
- возможность искажения бухгалтерской отчетности в силу ряда факторов, в частности неоднозначная интерпретация фактов хозяйственной деятельности и возможная пристрастность ее составителей.
Степень достаточности бухгалтерской отчетности как правило не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей по причине затруднительности доступа к первичной учетной документации и вследствие недостаточной квалификации и компетенции.
Методологическая концепция по проведению аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, основанная на принципах проведения общего аудита, должна помочь аудиторам и аудиторским компаниям в организации проведения аудиторских проверок налоговых на предприятии.
Подробно рассмотрен общий порядок проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС, который считается установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения, в числе которых налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога и сроки уплаты налога.
На основании проведенных исследований определены основные направления, цели, задачи, объекты и методы поведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии, рассмотрение которых осуществлялось по принципу аналогии построения аудиторской проверки в целом. Основными приемами являются сопоставление и оценка. Особое внимание уделено методам документальной проверки, относящихся к группе сопоставлений, как наиболее часто используемых в аудиторской практике.